Для нефтяных же компаний газовый бизнес до последнего времени имел подчиненное значение. Отличительной чертой нефтяных компаний можно считать и такую, что они относительно слабо вовлечены в «midstream» и, тем более, «downstream» сегменты газового рынка, реализуя основную часть добываемого газа своим партнерам - интегрированным и специализированным газовым компаниям.
Естественно, что в условиях либерализации на газовом рынке находится место не только интегрированным, но и специализированным компаниям, занимающимися однородными видами деятельности, масштабы которой могут быть весьма различны. Среди специализированных компаний есть как относительно небольшие, так и крупные - с активами и оборотами, исчисляемыми миллиардами долларов.
В качестве примера можно привести оперирующую на рынках Северной Америки компанию Engage Energy L.P. с годовым оборотом более 6 млрд дол., являющуюся совместным предприятием (ограниченным партнерством) американской Coastal Corp. и канадской Westcoast Еnergу Inс.
Engage Energy предоставляет своим потребителям полный спектр рыночных услуг, занимаясь многими видами «downstream» и, отчасти, «midstream» деятельности, включающих:
· продажи газа и электроэнергии;
· регулирующее (для покрытия колебаний спроса) хранение и транспортировку газа и электроэнергии;
· услуги по управлению энергетическими потоками;
· различные финансовые и менеджерские услуги;
· высококвалифицированные услуги по управлению рисками поставщиков и потребителей энергии;
· услуги из категории «клиент-сервис».
Годовой объем продаж природного газа компании составляет около 71 млрд м3, а электроэнергии - 36 млрд кВт*час.
Engage Energy по ряду параметров – объемам продаж газа и концентрации деятельности в «downstream» и «midstream» сегментах рынка – является некоторым аналогом «Итеры». К тому же «Итера» (закрытое акционерное общество) и Engage (ограниченное товарищество) не имеют статуса публичной компании.
Сервисные компании все более ориентируются на предоставление интеллектуальных услуг, чтобы помочь потребителям получить дополнительные финансовые выгоды в условиях дерегулируемого энергетического рынка. В перечень этих услуг входят:
· услуги по управлению портфелем поставок энергии (Portfolio Management Services) - для муниципальных и оптовых поставщиков;
· энергетические услуги (Power Services) - консультации и решения по энергосбережению и коммерческому учету для конечных потребителей;
· производственные услуги (Generation Services) - проектирование и маркетинг для производителей энергетических продуктов;
· финансовые услуги (Financial Services) - стратегии управления ценовыми рисками для продавцов и покупателей энергии;
· дополнительные услуги (Affiliated Products) - продвижение на рынок продуктов и услуг «родительских» и аффилированных компаний для коммунальных служб и промышленных покупателей.
Услуги, предоставляемые такими компаниями, имеют в основном инновационный характер, например, управление поставками, оптимизирующее выгоды от продажи энергии в условиях конкурентного рынка.
Как показывает североамериканский и европейский опыт, по мере развития конкурентного газового рынка растет спрос на услуги сервисных компаний, которые начинают играть все более значимую роль в организации и диспетчеризации трансакций. Связывая продавцов и покупателей в режиме реального времени, электронная биржа обслуживает торговлю как реальным товаром (природным газом), так и «виртуальным» (контрактами на поставку газа). С помощью биржи осуществляются разнообразные срочные сделки по продаже газа день-в-день, на следующий день, до конца месяца, на следующий месяц и т.д. Так, .годовой оборот Natural Gas Exchange.в 1999г. превышает 36 млрд м3, то есть через биржу «проходит» почти 5,5 % природного газа, добываемого на территории США и Канады.
Специализированные компании, занимающиеся «виртуальной» и электронной торговлей природным газом, появляются и действуют не только в Северной Америке, но и в европейских странах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.