Процедура отделения функции транспортировки у компаний-операторов от торговли и других, не имеющих отношение к транспортировке видов деятельности, по существу, направлена на исключение возможностей для перекрестного субсидирования, что оказывает крайне негативное воздействие на развитие конкуренции. Как показано в табл. 1, в настоящее время в Великобритании, Нидерландах, Италии, Австрии и Испании требования к процедуре функционального разделения компаний-монополистов наиболее строгие. В других странах ЕС они, напротив, пока еще слишком мягкие. Согласно новой редакции Газовой директивы, операторы магистральных и распределительных сетей должны юридически разделить указанные функции, т.е. распределить их между различными юридическими лицами, в которых организация работы и принятие решений осуществляется независимо. Вместе с тем распределительным компаниям для осуществления функционального разделения дается отсрочка до середины 2007 г., а также возможность сохранять, до некоторой степени, координацию между материнской компанией и дочерней фирмой-оператором. Более того, не выдвигается требование, как это сделано в Великобритании, о продаже вретикально-интегрированными компаниями права собственности на газотранспортные активы, т.е. различные юридические лица могут принадлежать одной структуре.
Важное место, по-прежнему, отводится условиям защиты конечных потребителей (населения и, возможно, малых потребителей) от рисков, связанных с переходом сферы газо- и энергоснабжения на принципы свободной конкуренции.
Еще одним вопросом, регламентированным новой редакцией Газовой директивы, стали процедуры предоставления независимым компаниям доступа к газохранилищам и дополнительным услугам, обеспечивающим свободное использование газотранспортной системы различными поставщиками и потребителями на конкурентной основе.
Правительства и регулирующие органы все больше осознают свою роль в вопросе предоставления рыночными операторами надежных и качественных услуг. Данные, получаемые из отчетов потребителей, свидетельствуют о стабильно высоком уровне удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Однако выражается беспокойство относительно того, что потребители сталкиваются с трудностями при попытке произвести адекватное сравнение цен, а также с навязчивым сервисом. Эти и другие проблемы, а также важность электроэнергии и газа как стратегических товаров подчеркивают необходимость регулирования этих отраслей после того, как предприняты меры по либерализации этих рынков. Независимые органы регулирования энергетических рынков, которые к настоящему времени созданы во всех странах Евросоюза, накапливают опыт и знания, увеличивают арсенал своих ресурсов. На данном этапе их позиции в отрасли укрепились на столько, что они организовывают совместные консультации по унификации процедур регулирования в различных странах ЕС (такое решение было принято на последнем Мадридском форуме в октябре с.г.). Их дальнейшая эффективная работа будет решающим фактором для успешной реализации новых мер реформирования газового рынка стран ЕС.
* Финляндия, Португалия и Греция, в соответствии с положениями Газовой директивы, имеют право на отсрочку в проведении реформ в газовой отрасли.
* Мадридский форум по регулированию рынка газа ЕС – созданная в 1999 г. по инициативе Комиссии ЕС организация, объединяющая все участвующие в процессе реформирования европейской газовой отрасли стороны. Форум собирается два раза в год с целью обсуждения актуальных проблем либерализации рынка газа ЕС, выработки единой позиции по спорным вопросам и принятия совместных решений, который носят рекомендательный характер и используются Комиссией ЕС и регулирующими органами в их дальнейшей работе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.