О проблемах и перспективах создания единого рынка газа в странах Евросоюза, страница 2

1)  неоправданно сложная структура тарифов на транспортировку и распределение газа и их завышенная величина в некоторых регионах и странах ЕС;

2)  отсутствие эффективных механизмов распределения свободных газотранспортных мощностей, особенно в местах соединения трубопроводов в пограничных пунктах; а также наличие ограничений на доступ к газохранилищам и невыгодные для новых поставщиков режимы балансирования газотранспортной системы;

3)  сосредоточенность предложения газа (его добычи и импорта) в каждой из стран ЕС в руках одной или нескольких компаний и, как следствие, слишком медленное развитие газоторговых площадок, поскольку потенциальные участники рынка находят проблематичным закупать газ на оптовом рынке на разумных условиях;

4)  недостаточная прозрачность информации о наличии свободных мощностей в газотранспортной системе, а также о ценах на оптовом рынке газа.

В разных странах ЕС для определения стоимости транспортировки используются три различные базовые методологии (см. также табл. 1):

-  в Бельгии и Германии размер тарифа в основном зависит от расстояния транспортировки; это же, хотя и в меньшей степени, относится к Франции и Нидерландам;

-  в  Великобритании, Ирландии и Италии размер платежа зависит от конкретных пунктов, через которые газ входит и выходит из транспортной системы;

-  в Дании, Швеции, Люксембурге и Испании сетевые платежи не зависят от расстояния (а определяются другими факторами) и, следовательно, являются дистанционно унифицированными.

По мнению Комиссии ЕС, наличие зависящих от расстояния тарифов означает, что во многих случаях стоимость транспортных услуг зависит от  конкретного маршрута транспортировки и количества задействованных в нем компаний-операторов. Именно поэтому пользователи газопроводов в Германии и Франции часто сталкиваются с высокими тарифами, т.к. расстояния в этих странах значительны, а количество операторов велико (особенно в Германии). В Дании и Швеции тарифы также высоки по сравнению с другими странами сходного размера. В отчете Комиссии указывается также, что тарифы этого вида не всегда адекватно отражают себестоимость услуг по транспортировке (т.е. не являются прозрачными), могут давать преимущества крупным поставщикам по сравнению с более мелкими, а также имеют ряд других недостатков. В феврале 2002 г. Мадридском форуме* были согласованы основные принципы добросовестной деловой практики в сфере обеспечения для независимых организаций доступа к газотранспортной системы. При этом в качестве оптимальной рекомендована методология расчета тарифов, учитывающая конкретные пункты входа и выхода газа из системы, которая сегодня эффективно работает в Великобритании.

Важным аспектом обеспечения доступа независимых организаций к газотранспортной системе является также эффективное управление свободными трубопроводными мощностями – как внутри отдельно взятой страны ЕС, так и при трансграничных поставках. Если оценивать фактические экспортно-импортные потоки газа в рамках ЕС (см. табл. 2), то оказывается, что газотранспортная сеть Западной Европы сегодня не загружена на полную мощность. Соответственно, возможности для доступа новых игроков в газотранспортный сектор имеются и необходимо только эффективно организовать этот процесс.

Таблица 2

Использование газотранспортных мощностей в различных странах ЕС

для трансграничных поставок

млрд. куб. м в год

Страна ЕС

Мощность по импорту

Мощность по экспорту

Чистый импорт/экспорт

Использование мощностей**

Австрия

40,8

40,3

+6,3

-

Бельгия

80,3

48,9

+15,8

-

Великобритания

8,8

29,3

-11,1

54%

Германия

201,7

25,7

+67,6

33%

Дания

-

4,4

-3,4

77%

Ирландия

9,1

0

+3,0

33%

Испания

43,8

3,1

+18,4

42%

Италия

81,4

1,5

+56,0

69%

Нидерланды

23,7

112,5

-20,5

23%

Португалия

3,1

-

+2,4

77%

Франция

61,5

2,5

+42,1

68%