Основное различие между нерегулируемым и регулируемым рынком исходит из его структуры, которая, с одной стороны непосредственно отражает физические отношения и, с другой связана с предполагаемыми услугами.
Деятельность каждой стороны (поставщик, транспортная организация, потребитель) создает условия для формирования рыночной структуры на регулируемом рынке (вертикальная структура), в то время как предлагаемые услуги (продажа, транспорт, обслуживание) формируют отношения (горизонтальная структура) на нерегулируемом рынке. Данное исследование помогает выявить различные аспекты, касающиеся этих трех основных видов услуг.
-----> Продажа
1/ Продажа и покупка газа базируется на прямых отношениях между Продавцами и Покупателями, в зависимости от доступа третьей стороны.
2/ Транспортные организации не оказывают данный вид услуг непосредственно, зато могут по-прежнему оставаться участниками рынка, при условии разделения двух основных видов деятельности (функциональная основа, корпоративная основа, корпоративная диверсификация).
Данное разделение видов деятельности может также относиться и к местным поставщикам, в зависимости от степени открытости рынка.
3/ Прямые связи, установленные между Продавцами и Покупателями обеспечивает «ценовую прозрачность» товара. Переход от индексирования цен к спотовому ценообразованию, также становится одной из характеристик рынка.
Все вышесказанное потребует пересмотра заключенных ранее контрактов.
4/ Регулирующая организация оказывает незначительное влияние на данный сектор. Ее роль может быть ограничена лишь формированием конкуренции, в случае, если один из участников рынка занимает доминирующую позицию в данном секторе. Он также может контролировать поставки газа на рынок что бы не допустить захват рынка одним из продавцов.
-----> Транспорт
1/ Трубопроводный транспорт (и иногда городские сети) становится специфическим видом деятельности, где контроль передается трубопроводным компаниям (иногда, местным поставщикам).
2/ Регулирующая организация играет решающую роль в данном секторе определяя принципы и правила направленные на:
- условия свободного доступа к сети (путем переговоров или рег-я) основанные на принципах “прозрачности” и недискриминации;
- условия ценообразования, которые позволяют этим компаниям регулировать свои издержки и получать прибыль;
- регулирование цены на газ в зависимости от издержек;
- изменение тарифов путем принятия стимулирующих мер, направленных на сокращение издержек, при сохранении качества предлагаемых услуг.
-----> Услуги
1/ Различные услуги, предлагаемые потребителям (риск недопоставки, ценовые риски, метрология и учет), ранее объединенные в один контракт, заключаемый между МП и трубопроводными компаниями, в настоящее время открыты для конкуренции.
2/ Трубопроводные компании первоначально предлагают услуги связанные с транспортом , особенно в отношении соблюдения сетевого баланса сети.
3/ Остальные участники (особенно маркетинговые компании) предлагают объединенные услуги по всей цепи следования продукции от продавца к покупателю.
4/ Регулирующая организация может играть существенную роль в данном секторе, путем установления общественных обязательств, относящихся, например, к обеспечению надежности поставок или социальным обязательствам. Данное обстоятельство важно, поскольку позволяет сгладить эффекты дерегулирования, но не нарушает его основных принципов.
Помимо этого, предложенная схема газоснабжения обеспечивает также более полное понимание стратегий участников:
1/ В сфере продаж, производители сталкиваются с более жесткой конкуренцией. По этой же причине они вынуждены повышать цены, следовательно, повышается риск возврата доходов, и производители вынуждены включаться в более прибыльные сектора.
2/ Возрастает роль маркетинговых компаний, которые связывают между собой все три вида деятельности либо через свои филиалы, либо посредством слияния.
3/ Данные слияния также являются частью стратегии маркетинговых компаний, которые планируют дальнейшее развитие структуры с целью увеличения контроля и снижения риска.
4/ Трубопроводные компании (и возможно местные поставщики), чьи виды деятельности подвержены регулированию, планируют распространить свою деятельность на другие сектора, чтобы укрепить свои позиции в сфере нерегулируемых видов деятельности, путем заключения соглашений с производителями и маркетинговыми компаниями.
5/ Учитывая сходство энергетических рынков и отношения между покупателями, данные компании в конечном счете обеспечивают «объемы текущего потребления», а не простой газ. С целью получения большего объема прибыли следующим этапом могло бы стать предложение дополнительных услуг помимо дополнительного потребления энергии.
На нерегулируемом рынке, разделение видов деятельности является следствием целого ряда изменений в текущих процессах, например на рынках США это было вызвано зависимостью от стратегий участников, форм контрактов и методов ценообразования. Эти изменения являются результатом установления основных (особенно таких как доступ третьим сторонам ) правил, применяемых по отношению к газовым компаниям регулирующими организациями, которые подчиняются властям штата. Роль и взаимоотношения этих трех участников (Власти Штата, Регулирующая организация, Газовые компании) приведены в нижеследующей таблице.
Исходя из мирового опыта, а также опыта США и Великобритании можно сделать целый ряд выводов, касающихся результатов дерегулирования на рынках природного газа.
----à Процесс дерегулирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.