Вообще, сотрудничество между Россией и Венесуэлой в нефтяной отрасли имеет уже достаточно длительную историю, но оно ограничивалось лишь одним видом деятельности - с 1978 по 1990 гг. между нашими странами практиковались операции по поставкам венесуэльской нефти на Кубу в обмен на поставки советской нефти в Западную Европу, на принадлежащий венесуэльской стороне нефтеперерабатывающий завод Veba Oil в Германии. Эти нефтеобменные сделки позволили обеим странам экономить за 12 лет около 120-130 млн долларов, так как экспортерам не надо было транспортировать нефть через всю Атлантику. Но в начале 90-х годов из-за структурной перестройки в нефтяной отрасли России эти операции прекратились.
Попытка их возобновления была предпринята в 1997 г. В переговорах участвовали с российской стороны -компания «Роснефть» и российско-кубинское СП «3анек», а с венесуэльской –Petroleum Energy Corporation и государственная нефтяная корпорация PdVSA . Был подписан контракт на поставку на условиях взаимообмена 1 млн г нефти. Сделка, однако, не была осуществлена, в результате чего Рет.го!еит Епегду Согрогат.юп понесла убытки. Но, тем не менее, к этой идее вернулись в сентябре 2000 г., когда консультации начали с венесуэльской стороны -РоУБА, а с российской - компаний «Альфа-Эко», «Славнефть», «3ангас» и «Транснефть». Компания «Альфа-Эко» даже открыла в Каракасе свое постоянное представительство. Эти действия нефтяных компаний получили и поддержку на государственном уровне, со стороны министров энергетики обеих стран. Но, тем не менее, пока так и не удается состыковать коммерческие интересы сторон, и нефтеобменные операции так и не возобновились.
В тесной увязке с нефтеобменными сделками обсуждается и проект совместной реконструкции НПЗ «Ньико Лопес» в кубинском городе Сьенфуэгос, строившегося при содействии советских специалистов. Сегодня интерес к участию в модернизации завода проявляют российские, венесуэльские и испанские фирмы. Так, «Альфа-Эко» уже создала рабочую группу и подготовила предварительное технико-экономическое обоснование модернизации предприятия. Активно, хотя и не без разногласий, ведутся переговоры с разработчиками альтернативных. ТЭО - представителями PdVSA и Repsol (Испания).
Впрочем, у Венесуэлы есть и еще один вариант «обмена» своих экспортных потоков, направляемых в Европу. В мае прошлого года президент PdVSA Г.Ламеда заявил, что изучается возможность поставок нефтепродуктов, произведенных из венесуэльской нефти на заводах этой корпорации, расположенных в США, на бензоколонки компаний Getty Petroleum, принадлежащей российскому «ЛУКОЙЛу». Журналисты логично предположили, что взамен «ЛУКОЙЛ» будет обеспечивать сырой нефтью завод PdVSA в Германии.
Венесуэла, активизирующая привлечение иностранных инвесторов в национальную нефтедобычу, рассчитывает и на возможное участие российских компаний в разведке, освоении и эксплуатации нефтяных месторождений в стране.
Но какой бы масштаб ни приняли совместные российско-венесуэльские проекты в нефтяной сфере, главное содержание нашего сотрудничества останется все же, по-видимому, иным. И состоять оно будет в более тесной координации усилий по контролю над мировыми нефтяными ценами.
Но, к сожалению, пока о полном взаимопонимании в этой области говорить рано. Это подтвердил и последний визит в Венесуэлу в декабре 2001 г. премьер-министра России Михаила Касьянова. Хотя его встреча с президентом Уго Ча-весом происходила в исключительно теплой атмосфере, наблюдатели не могли не отметить, что так и не удалось преодолеть противоречий, обозначившихся еще в ходе визитов Уго Чавеса в Москву и его встреч с Владимиром Путиным. Так, Михаил Касьянов вновь повторил, что Россия считает «справедливыми» цены от 20 до 25 долларов за баррель. А Уго Чавес, в свойственной ему образной и экспрессивной манере, сравнил борьбу за цены с обороной Сталинграда. «Если в России говорили: «3а Волгой для нас земли нет», - то сегодня для нас нет цены ниже 22 долларов за баррель», - заявил он.
Вопросы нефтяных цен, а также сотрудничества в нефтяной отрасли заняли главное место в переговорах Касьянова и Чавеса. Недаром в состав российской делегации вошли руководители ряда ведущих нефтяных компаний России - президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский и президент «Альфа-групп» Михаил Фридман. По-видимому, у отечественных нефтяных компаний появляются уже вполне конкретные планы, связанные с деятельностью в Венесуэле.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.