Россия и ОПЕК: перспективы сотрудничества

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«РОССИЯ И ОПЕК:     ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Выполнила: Блинникова О.В.

Проверил: проф. Жизнин С.З.

МОСКВА- 2003

СОДЕРЖАНИЕ:

1.  ВВЕДЕНИЕ

2.  НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

3.  ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Ø Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты?

Ø Готовность ОПЕК к «ценовой войне»

ВВЕДЕНИЕ

В начале нынешнего века в мире реально действуют меж­государственные объединения экспортеров нефти. Некоторые с граны, входящие в эти объединения, выдвигали идеи создания глобальных или трансконтинентальных ассоциаций экспорте­ров газа, что до последнего времени не было реализовано. Это в немалой степени связано с тем, что рынки газа пока являются региональными. Что касается угля, то основные страны-экспортеры этого вида энергоресурсов (Австралия, США, ЮАР и др.) не объединились в какие-то официальные организации, несмотря на то, что рынки угля, по сути, являются глобальными. Итак, в настоящее время на глобальном уровне существуют только Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и неформальная группа независимых экспортеров нефти (ИПЕК).

В ОПЕК, созданную в 1960 г., входит 11 стран: Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Алжир, Нигерия, Индонезия, Венесуэла. Одной из основных причин создания ОПЕК явилось стремление нефтедобывающих стран объединенным фронтом защищать свои экономические интере­сы в отношениях с международным картелем крупных нефтяных компаний.

ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку. Группа нефтедобывающих стран образовала официальную международную организацию, в рамках которой они объединили усилия для того, чтобы добиться повышения среднемировых цен и увеличения доходов от продажи нефти, что явилось началом глобального противостояния производителей и потребителей энергоресурсов.

Основные цели организации: координация и унификация политики; определение наилучших способов защиты индивидуальных и общих интересов; поиски путей и средств стабилизации цен на мировом рынке; обеспечение эффективного и регулярного снабжения стран-потребителей и обеспечение достаточных доходов от инвестиций в нефтяную промышленность. Членом ОПЕК может стать любая страна со значительным экспортом нефти, имеющая схожие интересы с другими странами-членами, при условии согласия большинства в 3/4 голосов полноправных членов ОПЕК, включая все страны-учредители (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла).

Высшим органом организации является Конференция ОПЕК, созываемая не реже двух раз в год. В ней обычно участвуют министры нефтяной промышленности и энергетики стран-членов. Конференция образует Совет управляющих (по одному от страны, как правило, это — министры нефти), выбирает президента и назначает генерального секретаря. В настоящее время генеральным секретарем ОПЕК является А. Родригес, ранее занимавший пост министра энергетики и минеральных ресурсов Венесуэлы. Конференция имеет ряд комитетов, важнейшими из которых являются: Комитет по долгосрочной стратегии, рассматривающий вопросы стратегии в области цен и добычи, а также взаимоотношений с другими странами; «Группа пяти» — обеспечение разработки механизмов регулирования цен и кон­троль за ними; «Комитет пяти» — анализ развития динамики цен. Определенную роль в разработке долгосрочной стратегии ОПЕК играет расположенный в Лондоне ее неформальный «мозговой трест» — Центр глобальных энергетических исследований, президентом которого является весьма влиятельный бывший министр нефти Саудовской Аравии А. Ямани, а директором — бывший министр энергетики и горнорудной промышленности Венесуэлы А. Парра.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене. Заметную роль в деятельности ОПЕК играет действующий в ее рамках Международный фонд развития, занимающийся финансированием экологических, экономических, энергетических и сельскохозяйственных проектов в странах, как входящих, так и не входящих в ОПЕК. Общая сумма финансовых обязательств фонда составила в конце 1998 г. около 4 млрд. долл.

Анализируя механизмы регулирования мирового рынка нефти, необходимо отметить, что оно осуществляется путем установления, как правило, поквартального суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита странами-членами и контроля за соблюдением квот. Необходимо отметить, что страны-члены ОПЕК не всегда подчиняются «квотовой» дисциплине организации и нередко идут на их превышения, что приводит к серьезным дебатам и разбирательствам во время регулярных встреч министров в Вене.

Похожие материалы

Информация о работе