В СССР длина стандартной морской мили принята равной 1852 м (длина одной минуты меридиана референц-эллипсоида Красовского в широте 44°18').
Для измерения сравнительно малых расстояний используется кабельтов, составляющий одну десятую часть морской стандартной мили.
Единица длины метр в кораблевождении применяется для указания глубины моря, глубины под килем, высоты знаков, маяков и т. д.
Со времен парусного флота за единицу скорости принят узел. Он соответствует скорости, при которой корабль проходит одну стандартную милю за один час:
1 уз = 1 миля/1 ч = 0,17 каб/мин = 0,51 м/с = 1,85 км/ч.
Эти соотношения приведены в табл. 37 МТ-75. При решении многих задач удобно пользоваться скоростью в кабельтовых в минуту:
V каб/мин = V уз/6; V уз = 6 V каб/мин.
Для изучения районов плавания и выбора наивыгоднейшего пути корабля, а также для производства расчетов при решении различных задач кораблевождения применяются морские карты, навигационные пособия и руководства.
Картой называется уменьшенное изображение поверхности Земли или ее отдельных участков на плоскости, выполненное по определенному математическому закону.
Все морские карты по назначению делятся на три группы: навигационные карты, карты планирования и управления силами флота (специальные карты) и справочные (или вспомогательные) карты.
Навигационные карты служат для решения главной задачи кораблевождения - обеспечения безопасности плавания корабля в море.
В зависимости от масштаба различают следующие навигационные карты:
Карты планирования и управления силами флота (специальные карты) предназначены для обеспечения оперативно-тактической деятельности штабов, кораблей и частей ВМФ. К ним относятся обзорные карты, карты с сетками ПВО и другие.
Справочные (или вспомогательные) карты служат для решения частных задач кораблевождения. К таким картам относятся:
Морские карты издаются Центральным картографическим производством ВМФ и являются одним из основных источников информации об элементах Мирового океана, о навигационно-гидрографических и физико-географических условиях плавания в различных районах.
Совокупность всех наносимых на карту элементов составляет содержание карты. На карту наносятся:
Вся информация наносится на карту в виде условных знаков, расшифровка которых приводится в пособии Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей (изд. Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР).
Степень полноты и подробности содержания карты называют нагрузкой карты. Нагрузка карты зависит от назначения и масштаба карты.
Нарезка карт по районам Мирового океана указывается в каталоге карт и книг.
При оценке достоинства карты и степени доверия к ней учитываются год издания и печати, дата последней корректуры, масштаб, подробность промера и полнота требуемой информации.
Основой карты является картографическая сетка. Какие требования необходимо предъявить к картографической проекции, чтобы она в наибольшей степени соответствовала простоте и точности выполнения графических построений на карте?
Линия курса пересекает меридианы под одним и тем же углом. Поэтому отобразить линию пути корабля, идущего постоянным курсом, это значит провести на карте локсодромию, соответствующую данному курсу. Это выполняется наиболее просто, если локсодромия изображается на карте в виде прямой линии. Отсюда первое основное требование к картографической проекции морской навигационной карты: локсодромия должна изображаться на карте прямой линией. Для этого меридианы на карте должны изображаться параллельными прямыми, а параллели - прямыми, перпендикулярными меридианам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.