Студент не посудина, которую надо заполнить, а факел, который надо зажечь.
Скалярное произведение
1. Определение
Скалярное произведение – это функционал типа , т. е. любым векторам ставится в соответствие пара . (Аргументы – это векторы, значение – число.)
– функция, – преобразование, – функционал
При этом выполняются аксиомы:
1. – симметрия (коммутативность),
2. –однородность. В силу симметрии .
3. – аддитивность. Следовательно, , т. к. .
4. и – неотрицательность.
Рассмотрим примеры скалярных произведений в различных пространствах.
· Скалярное произведение в арифметическом пространстве .
Определим скалярное произведение следующим образом: .
Очевидно, что все свойства скалярного произведения выполнены.
Замечание. Можно ввести скалярное произведение следующим образом , где . Какими свойствами должна обладать матрица ?
· Скалярное произведение в геометрическом пространстве .
Определим скалярное произведение , но если только знаем длину, и какой угол. Что такое длина?
3 свойство выполнено или нет – это большой вопрос.
, следовательно, .
Т. к. проекция суммы есть сумма проекций:
, то перед нами скалярное произведение.
· Скалярное произведение в пространстве функций .
Определим . Аксиомы выполнены по свойствам интеграла, а значит, перед нами скалярное произведение.
2. Неравенство Коши – Буняковского
Рассмотрим скалярное произведение в силу 4 свойства. Раскроем скобки, используя свойства аддитивности и однородности: – квадратный трехчлен относительно , который неотрицателен для , следовательно, .
или – неравенство Коши – Буняковского, которое еще записывается в виде: .
Неравенство выполняется в любом линейном пространстве, т. к. выводится только из свойств скалярного произведения. Знак равенства в том случае, если или равны , или ( и одного направления).
Рассмотрим, какой вид примет данное неравенство в конкретных линейных пространствах.
· В арифметическом пространстве .
– неравенство Коши.
· В пространстве функций .
– неравенство Буняковского (Шварца).
Этими неравенствами будем пользоваться и отдельно доказывать не будем, т. к. мы доказали его для любого линейного пространства.
В некоторых учебниках можно найти вывод этих неравенств отдельно для каждого пространства.
3. Норма вектора и угол между векторами
Норма элемента , обозначается , – это функционал типа , который удовлетворяет свойствам:
1. , – неотрицательность,
2. – однородность,
3. – неравенство Минковского (треугольника).
Определим пока норму элемента следующим образом: . Очевидно, что свойства 1 и 2 выполняются. Проверим выполнение неравенства треугольника. По определению
(второе слагаемое неположительное по неравенству Коши – Буняковского).
Норму ассоциируют как длину.
Линейное пространство со скалярным произведением называют Евклидовым. Если определена норма, то нормированным.
Замечание. Норму можно ввести и другими способами, главное, чтобы она удовлетворяла свойствам нормы. Если норма появилась как следствие скалярного произведения, то норма называется евклидовой.
Упражнение. Докажите, что норма евклидова . Каким скалярным произведением она порождается?
Если мы определим норму как , то неравенство Коши – Буняковского примет вид: .
Определим угол между векторами следующим образом .
Определение корректно, т. к. в силу неравенства Коши – Буняковского: , то – косинус некоторого угла.
Тогда .
Примеры.
· : , . .
Вычислим угол: , , тогда .
Если система координат декартова (единичные векторы обозначаем как ):
, то
Если система координат криволинейна?
То , тогда , где – некоторая матрица.
· .
, . Найдем нормы: , . , тогда угол между функциями: .
4. Ортогональность
Элементы ортогональны, если .
Т. к. , то из определения следует что, либо , либо , либо .
Примеры.
· . , .
, следовательно .
Вставить рисунок
· Типовая задача 1. Вычислить все элементы , ортогональные .
. Обозначим . По определению . – однородная система ранга 1.
.
Т. о. . Геометрический образ – это плоскость.
5. Типовые задачи
· Типовая задача 2. Нормировать элемент линейного пространства.
Т. е. представить его в виде , где – единичный вектор (орт), того же направления, что и . Вычислим норму элемента : (т. к. )., т. е. .
Значит, .
Пример. , . Следовательно, .
· Типовая задача 3. Вычислить угол между элементами .
. Т. е. угол – это разница между направлениями и от длин не зависит (как в геометрическом пространстве).
· Типовая задача 4. Вычислить длину проекции элемента на направление .
– проекция на . Вектор – расстояние от вектора до . Тогда
– коэффициенты Фурье.
· Типовая задача 5. Вычислить проекцию элемента на направление .
– проекция элемента на направление . Тогда расстояние от вектора до .
Замечание. Проекция – это вектор, длина проекции – это число.
6. Метрика линейного пространства
Пусть – линейное пространство. Всякое линейное пространство можно задать как линейную оболочку некоторой линейно независимой системы : , тогда любой элемент линейного пространства можно представить линейной комбинацией векторов . Пусть , .
Найдем скалярное произведение:
(раскроем, используя свойства)
– общий случай скалярного произведения.
– называется матрицей Грама.
– это арифметический объект. Он и называется тензором скалярного произведения или метрическим тензором.
В тензорном виде: .
· Типовая задача 6. Вычислить скалярное произведение.
.
Если , то , тогда .
Если , то элементы и ортогональны.
Пример.
В дан метрический тензор . Вычислить скалярное произведение векторов и
1) в системе , 2) в системе .
1). .
2). , следовательно .
Зачем нужен базис? Чтобы сопоставить векторам их координаты, т. е. арифметику (мы умеем работать с числами). Вводя матрицу , мы навязываем арифметическому пространству геометрию.
Пример. Дан базис в геометрическом пространстве:
Найти метрический тензор.
В геометрическом пространстве длину угол можем замерить, если вооружимся линейкой и транспортиром, тогда
– разложение метрического тензора на нормы и углы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.