3.3. Расчет эффективности от установки приборов учета на холодную воду
С целью снижения фактических затрат по коммунальным услугам и повышения эффективности использования бюджетных средств выделяемых образовательным учреждениям района особенно необходима установка приборов учета на холодную воду.
Для установки водосчетчиков в учреждениях Центрального района необходимо получить от ЗАО «Водоканал» технические указания, которые включают в себя количество водоразборных точек, число кранов, а также указываются другие параметры системы водоснабжения.
При заключении на 2002 год по просьбе филиала ЦБ данные технические указания были получены от ЗАО «Водоканал». В связи с чем были рассчитаны средние затраты на установку одного счетчика в образовательном учреждении района. Данные расчеты были представлены руководителям образовательных учреждений и в комитет образования и науки. В расчете указывалась сумма необходимая для установки водомеров на весь район. Учредитель, данный расчет принял к сведению, прокомментировав, что в бюджете на этот год данная статья расходов не заложена.
Далее в расчетах отразим, на сколько повысится эффективность использования средств выделяемых на экономическую статью 110740 «оплата водоснабжения помещений».
В настоящий период только одна общеобразовательная школа района, занимается приобретением и установкой водосчетчика. Средства получены от платных образовательных услуг оказываемых школой. Также один детский сад № 118 уже имеет прибор учета холодной воды. Данный детский сад был присоединен к сети центрального района в 2000году от Комитета образования и науки, где находился на самостоятельном балансе.
№п/п |
Наименование показателя |
Сумма (руб.) |
1 |
Цена одного водосчетчика с НДС в (руб.) |
7000 |
2 |
Стоимость установочных работ |
2600 |
3 |
Проверка и опломбирование счетчика |
2400 |
4 |
Общая сумма затрат на один водосчетчик |
12000 |
5 |
Количество учреждений, в которые необходима установка водосчетчиков |
76 |
6 |
Общая сумма затрат на район (инвестиций) (4 х 5) |
912000 |
Расчет сметы сделан на 76 учреждений, поскольку в двух учреждениях водосчетчики уже есть. Расчет данной сметы отражает необходимую сумму по ценам на текущий период 912 тыс. рублей для установки водосчетчиков во все учреждения района.
Согласно заключенным договорам на оплату водоснабжения и водоотведения с ЗАО «Водоканалом» счета за потребляемый объем воды и канализацию выставляются расчетно по количеству детей в образовательных учреждениях и количеству сотрудников по суточной норме воды и канализации на одного ребенка и сотрудника, в зависимости от вида образовательного учреждения. Транспортировка воды до учреждений рассчитывается из объема потребляемого учреждением на тариф по транспортировке воды.
Таким образом, рассчитаем объем потребляемых услуг образовательными учреждениями района по водоснабжению, водоотведению и транспортировке, и сумму затрат бюджетных средств по счетам выставляемым по договору на 2002 год, отразив их в таблицах.
№п/п |
Наименование показателя |
детские сады |
школы-интернаты |
Осталь- ные учре-ждения |
по всем учреждениям |
1 |
Количество детей |
5159 |
433 |
21493 |
27085 |
2 |
Суточная норма холодной воды на одного ребенка (литрах) |
52 |
150 |
14 |
- |
3 |
Суточная норма канализации на одного ребенка (литрах) |
77 |
240 |
21 |
- |
4 |
Количество сотрудников |
1848 |
2716 |
4564 |
|
5 |
Суточная норма холодной воды на сотрудника (литрах) |
17 |
14 |
- |
|
6 |
Суточная норма канализации на сотрудника (литрах) |
25 |
21 |
- |
|
7 |
Число дней в месяц по счетам |
26 |
30 |
26 |
- |
8 |
Месячный объем холодной воды (куб.м.) ((стр.1хстр.2+ стр.4хстр.5)х7: 1000) |
7791,8 |
1948,5 |
8812,1 |
18552,4 |
9 |
Месячный объем канализации (куб.м.) ((стр.1х стр.3 + стр.4 х стр. 6)х 7: 1000) |
11529,5 |
3117,6 |
13218,1 |
27865,2 |
Данные таблицы 23 показывают, какой объём воды и канализации потребляют образовательные учреждения района в месяц, так в среднем одним детским дошкольным учреждением потребляется 162 м3 (7791,8:48) воды и 240 м3 (11529,5:48) канализации. Проанализировав показания водомера в детском саду №118 за 2001 год и 4 месяца текущего 2002 года, то в среднем образовательное учреждение фактически использует в месяц 102м3 воды и 153 м3 канализации. По расчетам ЗАО «Водоканал» объём потребляемой воды по учреждению составлял бы, при количестве детей 99человек и 32 сотрудников при существующих суточных нормах, 148 м3 воды и 219 м3 канализации. По другим учреждениям (общеобразовательным школам, вечерней школе, учреждениям дополнительного образования и прочим) используются в среднем 315 м3 (8812,1:28) воды и 472м3 (132218,1:28) канализации.
№п/п |
Наименование показателя |
Затраты по всем учреждениям |
1 |
Месячный объем холодной воды (куб.м.) |
18552,40 |
2 |
Месячный объем канализации (куб.м.) |
27865,20 |
3 |
Цена 1 м3 холодной воды |
5,41 |
4 |
Цена 1 м3 канализации |
4,54 |
5 |
Итого по водоснабжению и водоотведению руб. ((стр.1хстр.3)+(стр.2х стр.4)) |
226876,40 |
6 |
Цена транспортировки 1 м3 холодной воды |
3,79 |
7 |
Цена транспортировки 1 м3 канализации |
3,18 |
8 |
Итого по транспортировке руб. ((стр.1хстр.6)+(стр.2хстр.7)) |
158924,90 |
9 |
Общая сумма затрат по водоснабжению и транспортировке с НДС в месяц руб. ((стр.5+стр.8)х 1,2) |
462961,56 |
10 |
Всего затраты по статье за год в тыс.руб. (стр.9 х 10 мес./1000) |
4629,62 |
Данные таблицы 24 показывают, что затраты бюджетных средств по статье «оплата водоснабжение и водоотведение» к концу 2002 года составят 4629,62 тыс. рублей. Из таблицы 23 мы видим, что счета поставщиками услуг выставляются за 26 календарных дней в месяц, а почти все учреждения района работают по пятидневной рабочей неделе. При анализе по штатам и контингентам по детским садам (таблица 2) среднее число дней посещаемых одним ребенком за последние три года составило 172 дня, а в выставляемых счетах расчет на посещаемость детей в год на 260 дней. Каникулы в школах в середине учебного года не учитываются. В таких учреждениях как вечерняя школа, МУПК и учреждения дополнительного образования с переменным контингентом учащихся, где их посещаемость составляет 1-2 раза в неделю, также не учитывается при выставлении счетов. Все это приводит к завышению объёмов потребляемых услуг, что является не эффективным использованием бюджетных средств.
В связи, с чем считаю, что установка водосчетчиков в образовательных учреждениях необходима и позволит решить разногласия, возникающие при заключении договоров, так объем потребляемых услуг будет отражаться фактический, а нерасчетный. Анализ проведенный по детскому саду № 118 показывает, что потребляемый объем, а следовательно и затраты снижены на 30 %. Вышеизложенные обстоятельства, позволяют предполагать, что общий объем затрат по району, также может снизиться на 30 %.
При установке водосчетчиков затраты за год снизятся на 1388,89 тыс. рублей это составит экономию бюджетных средств в ситуации установки водосчетчиков.
тыс.руб.
период |
затраты на установку водосчетчиков |
ситуация не установки водомеров |
коэффициент дискон тирова ния |
ситуация установки водомеров |
экономия бюджетных средств от установки водомеров |
текущая сумма экономии при k = 12% |
1 год |
-912 |
4629,62 |
0,12 |
3240,73 |
1388,89 |
1240,08 |
2 год |
5185,17 |
0,12 |
3726,84 |
1458,33 |
1162,57 |
|
NPV проекта |
1490,65 |
При анализе показатели таблицы 25 установили, что затраты на установку составляют 912 тыс. рублей, а экономия бюджетных средств от установки водомеров за 1 год 1388,89 тыс. рублей. Расчет срока окупаемости проекта составляет 1 год, поскольку сумма экономии бюджетных средств за данный период превышает, объем затрат на установку приборов на 328тыс. рублей.
Учитывая временной фактор в расчете, выбираем коэффициент дисконтирования 12 %, так как в федеральном бюджете на текущий год установлен этот процент инфляции. Рассчитаем чистую настоящую стоимость проекта (NPV) по формуле:
NPV = ∑ k - IC , (2)
где Pk - сумма экономия бюджетных средств в течении k- лет от проекта,
r - коэффициент дисконтирования,
IC – сумма первоначальных затрат на проект (инвестиции).
NPV = - 912 + +2 = 1490,65 тыс. рублей.
Приведенные расчеты показывают, что NPV > 0, и проект следует принять к внедрению, поскольку его реализация позволяет за два года сократить расходы бюджета на 1490,65 тыс. рублей, тем самым, повысив эффективность использования бюджетных средств, выделяемых образовательным учреждениям на эти цели.
Актуальность проекта в том, что расходы по водоснабжению и водоотведению необходимы учреждениям постоянно, и по непрерывному росту кредиторской задолженности необходимо срочно принимать меры, поскольку эти расходы городскому бюджету все равно придется оплачивать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.