Рис. 27. Принципиальная схема системы снижения токсичности отработавших газов Лямбда зонд фирмы Вольво: I — двигатель; 2 — система впрыска топлива с мсханиче-„ ским управлением; 3 — электронный блок управления по-г дачей топлива; 4 — датчик, измеряющий содержание кислорода в ОГ; 5 — каталитический нейтрализатор |
для двигателей с карбюраторами. Американская фирма Холли карбюратор (Holley carburetor) разрабатывает специальный карбюратор для системы нейтрализации с датчиком кислорода. В настоящее время испытан четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом цилиндров 2,3 л, оснащенный трехкомпонентным нейтрализатором, дополнительным окислительным нейтрализатором, системой рециркуляции, датчиком кислорода и электронной системой управления карбюратором.
По данным Агентства по охране окружающей среды США (ЕРА), система с трехкомпонентным нейтрализатором обеспечит следующие удельные токсичные выбросы: СО 9,0 г/миля, СН 0,41 г/миля и NOX 1,5 г/миля, что соответствует уровню калифорнийских норм.
Для удовлетворения требований перспективных стандартов потребуется дополнительное усложнение системы (термореактор, стартовый нейтрализатор или окислительный нейтрализатор с подачей воздуха). Только использование указанного комплекса мероприятий позволит достичь удельного выброса СО 3,4 г/мили.
КАТАЛИЗАТОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАТАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ КАТАЛИЗАТОРОВ
Классификация катализаторов, применяемых в системах каталитической очистки отработавших газов ДВС, основана на двух основных признаках: состав каталитически активного вещества и тип носителя.
Известны и другие признаки классификации катализаторов — по типу основной нейтрализации (окислительные, восстановительные, трехкомпонентные или бифункциональные), по области рабочих температур (низко- и высокотемпературные), по материалу носителя (керамические, металлические, волокнистые) и т. д. Однако подразделение катализаторов по этим признакам используется редко.
По каталитически активному веществу катализаторы разделяют на катализаторы на основе благородных металлов, к которым относятся элементы восьмой группы периодической системы (рутений Ru, родий Rh, палладий Pd, осмий Os, иридий Ir и платина Pt) и катализаторы на основе переходных металлов и их соединений, преимущественно окисных (окисные катализаторы). Промежуточное положение между этими двумя классами занимают промотированные катализаторы, в состав которых помимо соединений переходных металлов вводятся в небольшом количестве (до 0,1%) благородные металлы.
Катализаторы на основе благородных металлов наиболее широко распространены в практике очистки отработавших газов автомобильных ДВС. Эти катализаторы характеризуются хорошей селективностью в реакциях нейтрализации токсичных компонентов, низкими температурами начала эффективной работы (низкой температурой зажигания), достаточной температуростойкостью, долговечностью и способностью устойчиво работать при высоких скоростях газового потока. Основным недостатком катализаторов этого типа является их высокая стоимость.
Активность палладия и платины в 'реакциях окисления окиси углерода близка (рис. 28) [40]. Можно лишь отметить, что платина несколько превосходит по активности палладий при окислении фшеи углерода в низкотемпературной области, а палладий более эффективен в процессах нейтрализации при высоких температурах. Кроме того, палладий более термостабилен, чем платина
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.