Рассматривая нейтрализацию окислов азота на катализаторах, следует учитывать, что окись углерода и водород взаимодействуют с кислородом с более высокой скоростью, чем с окисью азота N0. Поэтому для сохранения в газовом потоке достаточного для нейтрализации окиси азота количества этих восстановителей состав отработавших газов, поступающих на катализатор, должен быть слабовосстановительным или близким к нейтральному. , Используя тонкую регулировку состава поступающих на катализатор газов по кислороду, можно добиться достаточно эффективной нейтрализации всех трех основных токсичных компонентов. На рис. 4 показан характер изменения степени превращения окиси углерода, углеводородов и окислов азота в зависимости от состава рабочей смеси. Из этих приведенных на рис. 4 данных следует, что при изменении в рассматриваемом случае коэффициента избытка воздуха а в диапазоне 0,97—0,98 степень превращения для всех трех токсичных 'компонентов отработавших газов двигателя превышает 80%В зависимости от способности инициировать тс или иные реакции катализаторы условно делят на:
окислительные, па которых преимущественно протекает реакция окисления углеводородов и окиси углерода;
восстановительные, используемые для восстановления окиси азота;
трехкомпонентные или бифункциональные, которые могут быть применены для нейтрализации всех трех основных токсичных соединений и сочетают одновременно функции окислительных и восстановительных 'катализаторов.
Приведенная классификация является условной. По существу, на всех катализаторах происходят окислительно-восстановительные процессы. В большинстве случаев один и тот же катализатор в зависимости от состава газового потока, в первую очередь от содержания кислорода, может быть окислительным, восстановительным или трехкомпонентным. При отнесении катализатора к тому или иному типу обычно учитывается его эффективность в основной реакции нейтрализации конкретного токсического компонента и способность надежно работать в заданном диапазоне изменения параметров газового потока.
Помимо упомянутых выше процессов на катализаторе - может протекать ряд побочных реакций, в результате которых образуются соединения или промежуточные продукты, представляющие собой самостоятельную опасность для окружающей среды или существенно снижающие эффективность процесса нейтрализации. Наиболее опасными из таких соединений являются аммиак, образующийся при восстановлении окиси азота водородом, и серный ангидрид, выделяющийся при окислении двуокиси серы. Приводятся сведения об определенной вероятности формирования в присутствии катализатора сероводорода и цианистых соединений [38].
Необходимо отметить, что те концентрации аммиака, которые могут возникнуть в выпускном тракте (в.аммиак может превра-
щаться до 75% окиси азота) не велики и н представляют серьезной опасности для зг грязнения атмосферы. Однако для нейтралг зации окиси азота часто используют последе вательно установленные восстановительные окислительные нейтрализаторы, между коте рыми подается дополнительный воздух (дву:> ступенчатая схема). При наличии избыточно го кислорода аммиак способен вновь окис ляться до окиси азота. Поэтому одной из серь езных задач при создании катализаторов вое становления окислов азота является повыше ние их селективности, под которой в рассма! риваемом случае подразумевается обеспечение преимущественного протекания реакци восстановления в направлении образования молекулярного азота и подавления реакции синтеза аммиака.
Источником образования двуокиси серы в отработавших газах является сера, содержащаяся в топливе и маслах. В зависимости от условий очистки нефтепродуктов содержание серы в топливе может достигать 0,3% по массе. В присутствии кислорода двуокись серы окисляется на катализаторе до трехокиси (рис. 5), которая, взаимодействуя с парами воды, образует аэрозоли серной кислоты. Установлено, что при наличии катализатора в серную кислоту переходит от 3 до 40% серы, содержащейся в топливе. При отсутствии нейтрализаторов количество серы, окисляющейся до серного ангидрида, не превосходит 2% [27].
Отрицательным явлением следует считать и восстановление двуокиси серы до сероводорода, который является соединением существенно более токсичным, чем окись углерода и двуокись серы, и обычно образуется на катализаторах восстановления окислов азота. В дальнейшем, попадая в нейтрализатор окисления (при двухступенчатой схеме очистки), сероводород вновь окисляется до двуокиси и частично трехокиси серы. Однако в момент пуска двигателя, когда температура в окислительном нейтрализаторе невелика, содержание сероводорода в отработавших газах может быть достаточно велико.
Исходя из количества выделенного при реакциях тепла каталитические нейтрализаторы могут быть подразделены на так называемые изотермные, используемые для очистки отработавших газов с малой теплотой сгорания (в частности, дизелей), и адиабатные, применяемые при обработке отработавших газов бензинового двигателя. В последнем случае на катализаторе обрабатываются газы с высоким содержанием продуктов сгорания и, следовательно, большой теплотой сгорания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.