1. Характеристика автоматизированной информационной системы
1.1. Описание предметной области
Фирма закупает книги у поставщиков и продает их физическим и юридическим лицам – клиентам фирмы.
На фирме ведется учет всех имеющихся в наличии книг. По каждому из изданий фиксируется следующая информация: название книги; цена книги; раздел, к которому относится данное издание; авторы книги (фамилия, имя, краткие сведения об авторе); количество в наличии данного издания книги.
Фирма имеет сведения обо всех своих клиентах. Это: имя клиента, город, где расположен клиент, телефон клиента. Имеются также сведения о поставщиках книг: имя поставщика, телефон, город, контактное лицо (фамилия, имя).
На фирме регистрируется каждая покупка, совершенная клиентом. При этом фиксируются имя клиента, купленная книга, количество экземпляров, дата покупки, рассчитывается стоимость сделанной покупки (количество экземпляров, умноженное на цену книги).
Регистрируются также поставки книг. При этом фиксируются имя поставщика, поставляемая книга, цена, по которой поставляется эта книга, количество экземпляров, дата поставки.
Каждому зарегистрированному клиенту, обратившемуся на фирму, предоставляется информация об имеющихся в наличии книгах, их тематике и сведения об авторах книг. Сведения о клиенте, обратившемся на фирму впервые, фиксируются, затем клиент обслуживается.
На основании имеющихся данных регулярно выполняются расчеты, оценивающие деятельность фирмы. Исходя из объемов поставок и продаж, определяются доходы фирмы за определенные промежутки времени (за месяц, квартал, год). Определяются издания и авторы, пользующиеся наибольшим спросом. По каждому из клиентов выполняется расчет общей суммы всех сделанных им покупок, с учетом скидки, если сумма покупки составляет более 100 р.
1.2. Назначение и пользователи АИС
По заказу фирмы разрабатывается автоматизированная информационная система (АИС), обеспечивающая текущую работу фирмы. В процессе создания АИС должна быть разработана БД и приложение, позволяющее выполнять обработку данных.
В БД хранится вся необходимая информация. Приложение, разработанное на БД, должно обеспечивать возможность:
- добавления, удаления и редактирования данных;
- поиска данных;
- выполнения всех необходимых расчетов.
Пользователями АИС являются сотрудники фирмы – непрограммисты. Для них необходим интерфейс, обеспечивающий комфортные условия работы с АИС.
1.3. Возможные запросы к системе
Система должна обеспечивать возможность поиска информации по запросам пользователей, позволяя получать сведения о книгах, авторах, о клиентах и сделанных ими покупках, о поставщиках и поставках.
- определить издания, пользующиеся наибольшим спросом за определенный промежуток времени;
- Выявлять наиболее активных покупателей за весь период работы фирмы и за определенные промежутки времени;
- сведения об авторах купленных книг;
- Определять наличие на складе каждого издания.
1.4. Задачи, решаемые системой
Приложение БД должно позволять решать следующие задачи:
- регистрировать каждую поставку и сделанную каждым клиентом покупку;
- определять имеющееся в наличии количество экземпляров каждой из книг;
- выполнять расчет стоимости каждой покупки;
- подсчитывать суммарный объем покупок, сделанных каждым из клиентов и выявлять наиболее активных клиентов;
- рассчитывать объемы поставок и продаж за определенный период времени и определять доход фирмы;
- определять книги, пользующиеся наибольшим спросом за определенный период времени и выявлять наиболее популярных авторов.
1.5.Задачи ведения БД
В приложении необходимо предусмотреть возможность добавления новых данных и удаления устаревших данных.
При появлении новых клиентов и новых поставщиков сведения о них должны вводиться в БД. При поступлении новых книг, сведений о которых нет в БД, необходимо вносить сведения об этих книгах, их авторах и разделах, к которым относятся эти книги.
Сведения о поставках и покупках хранятся в течение календарного года, после чего устаревшие данные передаются в архив БД. Сведения о клиентах, книгах и поставщиках хранятся постоянно.
2. Логическое проектирование БД
2.1. Типы объектов и свойства объектов
На основании анализа предметной области и задач, решаемых системой, можно определить следующие типы объектов и их свойства.
Объект с именем КНИГИ соответствует конкретному изданию и характеризуется следующими свойствами:
КНИГИ (Название книги, Раздел, Цена книги, Код издательства, Год издания, Тип обложки)
Объект с именем АВТОРЫ характеризуется следующими свойствами:
АВТОРЫ (Фамилия, Имя, Заметки)
Объект с именем КЛИЕНТЫ характеризуется следующими свойствами:
КЛИЕНТЫ (Имя клиента, Телефон, Город)
Объект с именем ПОСТАВЩИКИ характеризуется следующими свойствами:
ПОСТАВКИ (Код поставщика, Код книги, Количество, ЦенаПоставки, Дата поставки)
Объект с именем ПОСТАВЩИКИ характеризуется следующими свойствами:
ПОСТАВЩИКИ (Имя поставщика, Телефон, Город, Код контактного лица)
Объект с именем РАЗДЕЛЫ характеризуется следующими свойствами:
РАЗДЕЛЫ (Раздел)
Объект с именем ПОКУПКИ характеризуется следующими свойствами:
ПОКУПКИ (Код клиента, Код книги, Количество, Дата покупки)
Объект с именем КОНТАКТНОЕ_ЛИЦО характеризуется следующими свойствами:
КОНТАКТНОЕ_ЛИЦО (Имя, Фамилия)
Объект с именем ИЗДАТЕЛЬСТВО характеризуется следующими свойствами:
ИЗДАТЕЛЬСТВО (Издательство)
2.2. Ограничения, накладываемые на данные
При разработке БД приняты следующие ограничения, наложенные на данные:
- нет клиентов с одинаковыми именами;
- нет авторов, имеющих одинаковые имена и фамилии;
-нет двух и более городов, имеющих одинаковые названия;
- нет двух или более книг, имеющих одинаковые названия;
- один и тот же клиент не может купить одну и ту же книгу дважды в течение одного дня.
2.3.Анализ связей между объектами
Между объектами в предметной области существуют следующие связи.
У каждой книги может быть несколько авторов, а каждый автор может являться автором нескольких книг. Следовательно, между объектами КНИГИ и АВТОРЫ существует связь М:М.
1 м
КНИГИ АВТОРЫ
м 1
Каждый клиент покупает различные издания, а каждое издание может быть куплено многими клиентами, следовательно между объектами КНИГИ и КЛИЕНТЫ существует связь М:М.
1 м
КНИГИ КЛИЕНТЫ
м 1
Аналогичные рассуждения позволяют установить, что между объектами КЛИЕНТЫ и АВТОРЫ также существует связь М:М.
1 м
КЛИЕНТЫ АВТОРЫ
м 1
У каждого поставщика может быть своя поставка, поэтому, между ПОСТАВКИ и ПОСТАВЩИКИ связь М:1.
м 1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.