Выбор и обоснование конструкции приемопередатчика радиостанция «ЯШМА», страница 6


Рисунок 4.8

Для подключения антенны, воспользуемся гнездом с базового варианта радиостанции, т.к. данное гнездо имеет соответствующие характеристики для проведения радиоволн. Тип данного гнезда ИГ3.647.029, с метрической резьбой М6 для подключения антенны.

Для подключения манипулятора, возьмем разъем с базового варианта изделия, имеющий фиксатор для удержания вилки манипулятора. Тип разъема РТ1Н-1-3-В, с коррозионно-стойким покрытием.

Произведем выбор материалов для элементов лицевой панели.

Ручки регулировки выполняются из термореактивной пластмассы, имеющей хорошую механическую прочность и не поддающейся воздействию высоких температур.

Рассмотрим вариант коммутации антенного входа и выхода с лицевой панели на заднюю стенку радиостанции, где устанавливается дополнительное антенное гнездо, для подключения антенны при эксплуатации радиостанции в автомобиле.

В связи с тем, что радиостанция дополнительно будет помещаться в автомобиль (в стандартное гнездо для РЭА),  антенное гнездо необходимо вынести на заднюю стенку приемопередатчика, как это делается во всей автомобильной аппаратуре. Данный случай относится к использованию радиостанции в автомобиле. При использовании радиостанции в полевых условиях, к приемопередатчику непосредственно подключается блок питания, и выход антенны с помощью переключателя коммутируется на лицевую панель для подключения антенны.

 


1 – антенное гнездо,  2 – крышка предохранителя,  3 – разъем, 5 – переключатель мощности передатчика, 6 – кнопка коммутации антенного входа и выхода.

Рисунок 4.9

На рисунке 4.9 показан разъем расположенный на задней стенке приемопередатчика и антенное гнездо для подключения антенны при использовании изделия в автомобиле.

Таким образом, при установке радиостанции в автомобильное гнездо, антенный выход или вход коммутируется с антенного гнезда, расположенного на лицевой панели приемопередатчика, на антенное гнездо расположенное на задней стенке приемопередатчика.

На рисунке 4.9 показана кнопка коммутации антенного гнезда 6. Кнопка коммутации состоит из кнопки непосредственно, коммутационного рычага и переключателя. Кнопка располагается на поверхности задней стенки (см. рисунок 4.9), а переключатель располагается после антенного согласующего устройства (находящееся возле усилителя мощности), т.к. удаление переключателя от антенного согласующего устройства ведет к значительной потере мощности передатчика, и несогласованию волнового сопротивление антенны и передатчика.

Данный вариант конструкции лицевой панели и антенного коммутатора является наиболее приемлемым вариантом. В приложении Б представлен вариант дизайна лицевой панели радиостанции «ЯШМА».

4.4 Выбор и обоснование конструкции и материала печатных плат

Для применения радиостанции «ЯШМА» в автомобиле, необходимо уменьшить и скомпоновать приемопередатчик. Особенно важным является разработка конструкции печатных плат, так как только с помощью применения смешанного монтажа можно уменьшить габаритные размеры приемопередатчика и использовать радиостанцию в автомобиле. Смешанный монтаж применяется в связи с тем, что на определенные радиоэлементы не существует аналогов, применяемых на поверхностный монтаж. Проектирование и разводка печатных плат осуществляется в интерактивной среде проектирования  PCAD 4.5. В качестве примера в приложении В приведены рисунки разводки печатной платы 5038 – блока преобразователей, а также ее сборочный рисунок. Применение смешанного монтажа позволило сократить размеры печатной платы в 1,6 раза. Все размеры печатных плат выбраны в соответствии с внутренней компоновкой приемопередатчика и имеют определенные размеры и форму. Плата блока преобразователей имеет вырез, для установки переключателя частота (приложение В), а также вырез для монтажа разъема манипулятора и переключателя режим.