МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт детства
Кафедра общей и специальной психологии
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой общей и
специальной психологии
___________Т.В. Волошина
«___» _______________2011 г.
Автореферат
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Выполнила студентка группы № 51
М.В. Вагнер______________
Специальность 050717 «Специальная дошкольная
педагогика и психология»
Специализация 050717.04 «Коррекционная и
психолого-педагогическая помощь детям в раннем возрасте»
Форма обучения очная
Научный руководитель к.пс.н., доцент Е.Ф. Волкова____________
Новосибирск 2011 г.
Движения, в том числе и осуществляемые крупными мышцами тела, играют в жизни человека огромную роль. Уже на самых ранних стадиях развития контакт со средой осуществляется посредством движения. Становление моторных навыков – это основа всего психического развития ребенка.
В настоящее время проблеме формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено, во-первых, изменением представлений о возможностях детей с синдромом Дауна, их потенциале, а во-вторых, тем, что результаты последних исследований говорят о несколько ином порядке формирования двигательных навыков у детей с синдромом Дауна и о необходимости особого подхода к осуществлению коррекционно-педагогических мероприятий в данной области.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с синдромом Дауна. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период все процессы в организме наиболее пластичны.
Формирование крупной моторики у детей с синдромом Дауна изучалось Петером Лаутеслагером, Е.В. Поле, Патрицией С. Уиндерс. Проведено большое количество наблюдений и экспериментов, позволивших установить ряд важных фактов и положений, раскрывающих особенности движений и двигательных способностей ребенка с синдромом Дауна.
Наиболее исследованными являются вопросы, касающиеся двигательного развития ребенка с синдромом Дауна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Выявлены последовательность и особенности формирования основных движений у детей с синдромом Дауна данной возрастной категории, разработаны тестовые методики оценки уровня моторного развития, коррекционные программы.
По нашему мнению, в настоящее время недостаточно изучена проблема формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна в старшем дошкольном возрасте. Практически отсутствуют данные о развитии выносливости и ловкости, нет программы коррекционной работы, разработанной специально для детей данной категории. В связи с этим проблема изучения формирования крупной моторики у детей с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста является актуальной в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.
Цель: исследовать влияние коррекционной работы на формирование крупной моторики детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2. Исследовать уровень развития моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
3. Изучить уровень развития двигательных, координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4. Разработать и апробировать систему занятий, направленную на формирование крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
5. Проанализировать эффективность коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
6. Разработать рекомендации для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, по формированию крупной моторики.
В соответствии с поставленными задачами проведено исследование, состоящее из нескольких основных этапов:
1 этап – теоретический анализ основных концептуальных подходов в исследовании формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2 этап – изучение требований к организации и содержанию коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, а также основных средств коррекции.
3 этап – подбор методов исследования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
4 этап – экспериментальное исследование влияния коррекционной работы на формирование крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Объект: крупная моторика как форма проявления двигательных и координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет: процесс формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на коррекционных занятиях.
Теоретический анализ источников литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме позволил сформировать гипотезу исследования.
Гипотеза: направленная коррекционная работа способствует формированию навыков крупной моторики: ходьбы по узкой и наклонной поверхностям, ходьбы по ступеням, бега, прыжков, метания в цель, ловли предметов с различной траекторией полета; способствует развитию двигательных способностей: увеличению быстроты, повышению выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей (ловкости, точности, меткости, равновесия, ритмичности, прыгучести).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения влияния коррекционной работы на развитие крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
2. Методы, обеспечивающие диагностику крупной моторики: «Исследование навыков крупной моторики» (Патриция С. Уиндерс), «Исследование двигательных способностей» (Головин О.В.), «Исследование координационных способностей» (R. Zimmer, M. Volkamer).
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Методы математической обработки полученных экспериментальных данных (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).
Теоретической основой исследования явились общетеоретические положения о физиологии движений, ловкости (Н.А. Бернштейн), о развитии двигательно-координационных качеств (Е.В. Демидова, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко), о синдроме Дауна как генетической аномалии (А.Ю. Асанов, Е.М. Мастюкова), о развитии основных движений у детей с синдромом Дауна (П. Лаутеслагер, П.С. Уиндерс), об особенностях коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна.
Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами дефектологических специальностей при подготовке к занятиям и при прохождении практики в специальных дошкольных учреждениях; педагогами учреждений комбинированного типа в работе с детьми с синдромом Дауна; родителями, которые имеют детей с обозначенным синдромом и желают ознакомиться с двигательными особенностями детей данной категории. Результаты, представленные в работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях двигательной сферы детей с синдромом Дауна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.