Коррекционная работа по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (Автореферат выпускной квалификационной работы), страница 2

Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на  страницах машинописного текста, включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

В главе 1 данной работы представлено исследование проблемы формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна

Итак, говоря о крупной моторике, прежде всего выделяют двигательные способности: быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества, выносливость, а также координационные способности, которые в последнее время являются объектом исследований многих ученых, таких как С.Ю. Бесшапошниковой, Л.Д. Назаренко, М.А. Правдова и других. Большинство ученых к координационным способностям относят ловкость, равновесие, прыгучесть, ритмичность, точность, меткость. Считается, что формой проявления двигательных способностей являются двигательные навыки. Основные двигательные навыки, которые осваиваются ребенком к старшему дошкольному возрасту, - это ходьба, бег, прыжки, метания.

Установлено, что двигательное развитие детей с синдромом Дауна нельзя характеризовать только отставанием, оно имеет ряд особенностей: иную последовательность формирования основных навыков, неравномерность развития способностей и навыков в силу физиологических причин, например, из-за пониженного тонуса мышц и гиперподвижности суставов дети с синдромом Дауна обладают высоким уровнем гибкости, но по этой же причине у этих детей сложности с удержанием равновесия и поддержанием статичной позы. У детей данной категории гораздо позже формируются прыжки и бег, а также способность спускаться и подниматься по ступеням переменным шагом. Между тем, эти дети очень подвижны, стремятся к активной деятельности. В целом двигательное развитие при своевременной коррекционной помощи к старшему дошкольному – младшему школьному возрасту достигает нормативных показателей.

Глава 2 посвящена проблеме организации, содержания и средств коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.

При организации коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна должны учитываться их индивидуальные возможности и особенности развития: неустойчивость внимания, затруднение в сохранении определенной статичной позы и правильной осанки, преимущественно визуальный способ усвоения информации, нарушения со стороны слухового и зрительного анализаторов и другие. Поэтому педагог должен обеспечить частую смену деятельности, направленность материала на все органы чувств.

Следует четко организовывать пространство и структуру занятий. Активное взаимодействие педагога и детей во время занятия и в свободной деятельности, а также привлечение родителей к коррекционному процессу, способствует переносу приобретенных знаний и умений в повседневную жизнь и успешную интеграция ребенка в общество.

Содержание коррекционной работы определяется актуальными потребностями детей с синдромом Дауна. Занятия должны состоять из игр и заданий физиологически оправданных, доступных детям, пробуждающих интерес.

Для коррекции развития крупной моторики у детей с синдромом Дауна следует применять такие средства, как физические упражнения и подвижные игры. Они наилучшим образом воздействуют на двигательные способности, навыки  и умения, способствуют активизации познавательной деятельности.

В главе 3 проводится оценка влияния коррекционной работы на развитие крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, рассматриваются общие принципы организации и методы проведения исследования, обсуждаются и интерпретируются результаты.

Исследовательская работа велась на базе детского сада - школы № 60 «Сибирский лучик» и «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Новосибирска с декабря 2010 года по май 2011 года, 2 раза в неделю по 30-40 мин каждое занятие.

В исследовании принимали участие 14 детей подготовительной группы с синдромом Дауна.

Коррекционная работа проводилась в три этапа:

1 этап: Диагностическое исследование, в результате которого все участники были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную.

Задачей данного этапа было выявление исходного уровня развития крупной моторики. Диагностика проводилась в декабре 2010 года.

2 этап: Формирующий. Этот этап практического исследования был посвящен подбору комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр, разработке и проведению на их основе системы коррекционных воздействий на развитие крупной моторики. Формирующий этап был осуществлен с января 2011 года по май 2011 года.

3 этап: Контрольно-диагностический. На данном этапе мы исследовали уровень развития крупной моторики у испытуемых экспериментальной группы после проведения коррекционной работы и уровень развития крупной моторики у испытуемых контрольной группы, с которыми специальной работы не проводилось.

Для исследования уровня развития крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на 1 и 3 этапах эксперимента были использованы следующие методики:

1.  Методика «Исследование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна» (Патриция С. Уиндерс).

2.  Методика «Исследование двигательных способностей» (О.В. Головин).

3.  Методика «Исследование координационных способностей» (R. Zimmer, M. Volkamer).