Структура работы: выпускная квалификационная работа изложена на страницах машинописного текста, включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В главе 1 данной работы представлено исследование проблемы формирования крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна
Итак, говоря о крупной моторике, прежде всего выделяют двигательные способности: быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества, выносливость, а также координационные способности, которые в последнее время являются объектом исследований многих ученых, таких как С.Ю. Бесшапошниковой, Л.Д. Назаренко, М.А. Правдова и других. Большинство ученых к координационным способностям относят ловкость, равновесие, прыгучесть, ритмичность, точность, меткость. Считается, что формой проявления двигательных способностей являются двигательные навыки. Основные двигательные навыки, которые осваиваются ребенком к старшему дошкольному возрасту, - это ходьба, бег, прыжки, метания.
Установлено, что двигательное развитие детей с синдромом Дауна нельзя характеризовать только отставанием, оно имеет ряд особенностей: иную последовательность формирования основных навыков, неравномерность развития способностей и навыков в силу физиологических причин, например, из-за пониженного тонуса мышц и гиперподвижности суставов дети с синдромом Дауна обладают высоким уровнем гибкости, но по этой же причине у этих детей сложности с удержанием равновесия и поддержанием статичной позы. У детей данной категории гораздо позже формируются прыжки и бег, а также способность спускаться и подниматься по ступеням переменным шагом. Между тем, эти дети очень подвижны, стремятся к активной деятельности. В целом двигательное развитие при своевременной коррекционной помощи к старшему дошкольному – младшему школьному возрасту достигает нормативных показателей.
Глава 2 посвящена проблеме организации, содержания и средств коррекционной работы по формированию крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
При организации коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна должны учитываться их индивидуальные возможности и особенности развития: неустойчивость внимания, затруднение в сохранении определенной статичной позы и правильной осанки, преимущественно визуальный способ усвоения информации, нарушения со стороны слухового и зрительного анализаторов и другие. Поэтому педагог должен обеспечить частую смену деятельности, направленность материала на все органы чувств.
Следует четко организовывать пространство и структуру занятий. Активное взаимодействие педагога и детей во время занятия и в свободной деятельности, а также привлечение родителей к коррекционному процессу, способствует переносу приобретенных знаний и умений в повседневную жизнь и успешную интеграция ребенка в общество.
Содержание коррекционной работы определяется актуальными потребностями детей с синдромом Дауна. Занятия должны состоять из игр и заданий физиологически оправданных, доступных детям, пробуждающих интерес.
Для коррекции развития крупной моторики у детей с синдромом Дауна следует применять такие средства, как физические упражнения и подвижные игры. Они наилучшим образом воздействуют на двигательные способности, навыки и умения, способствуют активизации познавательной деятельности.
В главе 3 проводится оценка влияния коррекционной работы на развитие крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, рассматриваются общие принципы организации и методы проведения исследования, обсуждаются и интерпретируются результаты.
Исследовательская работа велась на базе детского сада - школы № 60 «Сибирский лучик» и «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Новосибирска с декабря 2010 года по май 2011 года, 2 раза в неделю по 30-40 мин каждое занятие.
В исследовании принимали участие 14 детей подготовительной группы с синдромом Дауна.
Коррекционная работа проводилась в три этапа:
1 этап: Диагностическое исследование, в результате которого все участники были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную.
Задачей данного этапа было выявление исходного уровня развития крупной моторики. Диагностика проводилась в декабре 2010 года.
2 этап: Формирующий. Этот этап практического исследования был посвящен подбору комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр, разработке и проведению на их основе системы коррекционных воздействий на развитие крупной моторики. Формирующий этап был осуществлен с января 2011 года по май 2011 года.
3 этап: Контрольно-диагностический. На данном этапе мы исследовали уровень развития крупной моторики у испытуемых экспериментальной группы после проведения коррекционной работы и уровень развития крупной моторики у испытуемых контрольной группы, с которыми специальной работы не проводилось.
Для исследования уровня развития крупной моторики у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на 1 и 3 этапах эксперимента были использованы следующие методики:
1. Методика «Исследование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна» (Патриция С. Уиндерс).
2. Методика «Исследование двигательных способностей» (О.В. Головин).
3. Методика «Исследование координационных способностей» (R. Zimmer, M. Volkamer).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.