2.4.1. Вскрышные работы - удаление пустых пород, доступ к полезному ископаемому от разрезной траншеи. Объем вскрышных работ зависит от глубины залегания.
Для оценки целесообразности открытой и подземной разработки существует понятие промышленного коэффициента вскрыши. Затраты на добычу I т угля открытым и подземным способами становятся одинаковыми.
Сп - пл.себе стоимость 1т ПИ, добываемого подземным способом
Со - пл.себестоимость 1т ПИ, добываемого открытым способом без вскрыши, руб.
3 - затраты на удаление 1м вскрышных работ, руб.
Коэффициент этот условный, т.к. показатели затрат меняются с развитием техники.
В этом случае переходят на подземный способ добычи, т.е. граница открытых работ.
2.4.2. Добычные работы. - работы по извлечению ПИ после проведения по ПИ разрезной траншеи.
Вскрышные и добычные работы включают следующие процессы:
- подготовка горных пород к выемке;
- выемочно-погрузочные работы;
- перемещение горной массы из забоев на поверхность;
- отвальные работы для вскрышных пород;
- складские работы для полезного ископаемого. Подготовка пород к выемке, т.е. отделение части вскрышных пород или ПИ от массива производится БВР или непосредственно экскаваторами (водой). Бурение станками, _ скв.=150-200 или 100-120мм, ВВ - аммонит.
Погрузка пород и ПИ - экскаваторами (мехлопата, драглайн). Рыхлые и мягкие породы вынимаются и грузятся экскаваторами. Экскаваторы - одноковшовые, роторные и многочерпаковые.
Транспорт на карьерах - важнейший технологический процесс, т.к. перемещается много горной массы.
В России применяется железнодорожный, автомобильный, конвейерный и гидравлический транспорт.
Порода в отвалы - бестранспортное перемещение или любым транспортом.
Уголь транспортируется на ОФ или потребителям.
Пустая порода, в отвалы - внутренние (пологое падение) и внешние (крутое падение).
Во внешние отвалы порода перемещается ж.д. и автотранспортом. Во внутренние отвалы - непосредственно экскаватором ЭШ 25/100, IOO/IOO с длиной стрелы до 100м и емкостью ковша 25м и более.
Для передвижки путей - путевые краны, путепередвигатели.
Автотранспорт - грузоподъемность 5-40т до 100 т.
2.4.3. Системы PMОC и их элементы.
Под системой открытой разработки угольных месторождений понимают установленный технологический порядок и взаимосвязь подготовительных, проходческих, вскрышных и добычных работ на уступах.
Система разработки считается эффективной, если она обеспечивает плановую производственную мощность карьера, минимальные потери ПИ, низкую себестоимость, высокую производительность оборудования и безопасные условия труда.
По классификации проф.Е.Ф.Шешко различают следующий системы разработки:
1- с поперечным перемещением вскрышных пород во внутренние отвалы
2- с продольным (вдоль фронта уступа) перемещением вскрышных пород во внутренние или внешние отвалы 3 - комбинированные, объединяющие в пределах одного карьера
особенности систем I и 2 класса
I. Системы разработки с поперечным перемещением, вскрышных
пород во внутренние отвалы.
Наиболее просты и экономичны. Но могут применяться при соответствующем оборудовании (драглайны до 100м, мех.лопаты -65м, транспортно-отвальные мосты в сочетании с многочерпаковыми экскаваторами).
Применяются эти системы при разработке горизонтальных и пологих залежей. Разновидности: 1-е непосредственной перевалкой вскрыши, 2-е кратной экскаваторной перевалкой, 3-е забойным отвалообразователем, 4-с незначительным объемом вскрышных работ.
2. Системы с продольным перемещением вскрышных пород во внутренние и внешние отвалы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.