Занятие 2 : готовить 6 вопросов. К 13.10.08.
Лилия Васильевна Лесовская.
Купить словарик по философии.
Философия, её основные особенности и роль в обществе:
1) Предмет философии.
2) Философия и мировоззрение
3) Философия наука
4) Специфика философского знания и философских проблем.
5) Смысл основного философского вопроса.
6) Материализм и идеализм- две основные линии в истории философии и их основные формы в истории философии.
7) Общественные функции философии.
Спекуляция- приращение без обращения к опыту.
Предмет философии: предельные основания вещей.
1) Предмета философии по аналогии с наукой нет.
2) Философия изучает универсальные законы бытия: природа, общество, мышление.
Философское мировоззрение- (это совокупный взгляд на мир).
Кант- для философии важны 3 вопроса:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать?
3) На что я смею надеяться?
Структура мировоззрения:
1) Знание
2) Нравственность
3) Вера
Философия и наука:
Наука всегда опирается на эксперимент, а философские суждения никогда проверить нельзя. Она является как наукой так и нет.
Специфика философского знания и философских проблем:
Проблема- это трудность, препятствие, которое необходимо решить.( Это знание о незнании).
Проблема- это реальное затруднение на решении каких-либо задач. Не решаемых проблем нет.
Специфика Философских проблем:
Философские проблемы- это проблемы человеческие.
Смысл основного философского вопроса:
Нет таких вопросов в философии которые не замыкались бы на жизненной проблематике.
Что первично материальное или духовное- это основной вопрос философии. Этот основной вопрос сформулировал Энгельс в 1886 году. Во времена Энгельса жил известный журналист Штарке и этот журналист написал рецензию на книжку Фербаха(сущность христианства) и написал, что кто такой материалист и кто такой идеалист? Материалист это тот кто стремится к материальному а идеалист к духовному.
Энгельс с этим не согласился. Материалист это тот кто признает за первичное материальное в жизни а идеалист духовное.
Этот основной вопрос философии имел очень серьезные социально политические следствия. Энгельс этот вопрос озвучил в конце 19 века- а это время было революционным. Энгельс сделал это с расчетом подвести под идеологию а марксистская идеология материалестическая, соответственно материальную сторону обеспечивает рабочий класс. А если ты идеалист то ты враг.
Каким бы вопросом человек не занялся он обязательно вынужден будет занять какую-либо сторону. (это масштабные вопросы: политика, право, идеология).
Десад (марксист)- преступность неизбежно потому что это желание совершить преступление врожденно.
Основной вопрос философии он потому и основной что его избежать нельзя, но естественно что вопросы должны быть глобальны. Например: Платон идеалист; Демокрит- материалист, но они этот основной вопрос не затрагивали. Они считали что любой вопрос имеет 2 стороны как медаль как две противоположные стороны, но древние никогда не считали что материалисты и идеалисты враги.
Ни материализм, ни идеализм нельзя доказать. Так как каждое понятие подводит под более широкое основание(собакаàживотное…) и в конце концов нам придется принять что-либо на веру идеализм или материализм. Этот вопрос имеет основание так как в мире ничего кроме духовного или материального нет.
Материализм подразделяют на:
1) Древний (наивный, вульгарный). В это время один человек мог заниматься сразу несколькими областями , но позже начала происходить дифференциация знаний, т.е. каждый человек изучал только один предмет но очень глубоко.
2) Метафизический материализм. Метафизика (когда умер Аристотель нашли это его понятие)- Мета(с греч. над или после, а fuses- это природа)- это сфера которая находится над природой , а над природой только дух т.е. область сверхчувственная.
Но во время Энгельса понятие Метафизика приобрела ругательский смысл- антидиалектика- это такой взгляд на мир который не учитывает универсальных связей которые существуют в жизни.
Метафизический материализм- это материализм который используется порочный метод, что вещи одна с другой не связаны т.е. если биолог занят своей наукой то пусть не лезет никуда в другие науки.(по Энгельсу).
Метафизический материализм- это материализм который сформировался в тот период когда шла дифференциация знаний.
3) Диалектический материализм- это так материализм который использует методы на учет взаимосвязей которые есть в мире.
Формы идеализма:
1) Объективный
2) Субъективный
Общее:
Они схожи тем что и тот и другой исходят из признания первичности духовного .
Различия:
Различаются тем что объективный идеализм исходит из первичности над человеческого духа т.е. дух мировой, объективный (но не бога- так как идеализм выходит не из веры а из аргументаций, поэтому не надо путать идеализм и религию.), а субъективный идеализм исходит из признания духа только человеческого- мир существует по стольку поскольку я его воспринимаю- Существовать значит быть воспринимаемым.
Объективный предполагает – не зависящий от сознания, находящийся вне разума, вне сознания. Природа же существует не зависимо от сознания. Но бывает случаи когда объективный относится именно к сознанию: а например человек дает объективную оценку, но эта оценка основывается но том что есть на самом деле.
Общественные функции философии:
Нужно различать сущность- это когда нужно ответить на вопрос что оно есть такое? и функцию- какую роль это нечто играет содружестве других таких же образований.
1) Мировоззренческая- философия сливается с мировоззрением в отличии от других наук. Она вооружает нас о современном представлении о мире в целом, а это вопросы нравственности… .
2) Методологическая- это функция ориентирующая, философия может правильно грамотно ориентировать человека в его деятельности в силу того что философия обладает интегрирующим знанием о мире.
Самое драгоценное качество человека – это культурное мышление. Древние говорили пусть человек пока он молод не прекращает заниматься философией.
Закон- это объективная связь, необходимая, устойчивая, существенная, повторяющаяся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.