1. Предмет философии и её основные функции. Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Философия- спекулятивная область. Спекулятиус ( лат.) – спекуляция- приращение без обращения к опыту. Философия обращается к сути. « Зри в корень »- Прутков. Критика- расчищение пути к истине. Образование- когда все выученное забывается, остается культура мышления. У философии предмета нет, в отличии от других наук. Философия занимает межпредметное пространство, поэтому в обычном локализованном смысле у философии предмета нет. Философия- учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. К философии относятся законы, которые объединяют все области. Мировоззрение- совокупный взгляд на мир и человека в этом мире. Структура: знание, нравственность, вера. Кант: Что я могу знать? ( знание ). Что я должен знать? ( нравственность ). На что я могу надеяться? ( вера ). Эти три вопроса сводятся к человеку (интегрируются в человеке). О мировоззрении можно говорить лишь применительно к одному человеку. Философия и мировоззрение совпадают. Однако мировозренческие аспекты есть и в других науках. Философия- это особая область знания, которая отвечает стандартам науки, но наукой в широком смысле не считается. Если философия объявляет себя наукой – она объявляет себя нормой. Но задача философии формировать культуру сомнения, критичности (т.е. очищение смысла). Но и философия не антинаука. Проблемы философии тоже особые т.к. эти проблемы вечные (что есть истина, что есть человек -?, но это не значит, что решить эти вопросы не возможно, они решаются соответствующей эпохе. Философия- это любовь к мудрости. Наука исходит из доказательства, а философия недоказуема. По структуре наука и философия похожи ( понятия, законы, по функции.) Древняя фил-ся включ в себя вопр, кот. теперь отнес. к вопр. ест. наук(гнос-ия, онтол-ия). F фил-сии:1.Мировозренческая – способность фил-и формировать мировоз-е чел-ка, составлять его ядро и определять тип. 2. методологическая – вооружает чел-ка совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. Методология – это сов-ть принципов и др-х общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. 3. прогностическая – формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, чел-ка и мира. 4. Критическая функция – наличия сомнения по отношения к существующему знанию, социокультурным ценностям. Положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании, конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. 5.аксиологическая функция – (от греч. Axios – ценный) – содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей ( очень важна в переходный период общест-го развития – что оставить, а что взять). 6. Социал-ная ф-ия – призвана выполнять двуединую задачу: объяснять соц-ное бытие и способ-вать его матер-ому и дух-ому изм-нию. Помочь осознать и сформул-вать коллек-ные цели и направить усилия на орган-цию коллект-ных действий по их достижению. Фил-я д.б. адресована каждому чел-ку. 7. гуманитарная – фил-я должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она осуществляет интеллектуальную терапию, особенно важна в периоды нестабильности общества. В целом же все функции фил-ии диалектически взаимосвязаны.
4. античная философия, её специфика, особенности и ценность.
зарожд-ие фил-сии. Стихийность мат-ма – мат-ие полож-ия облекались в идеал- ие.прокладывался путь от миф-ого к естес. Объяснению природы(фалес- все произ-ло из воды,анаксимен- в воздухе). Из-за слияния миф-гии и фил-сии не было четкого против-ия мат-ма и идеал-ма, однако стимул был, выраж-ый в становлении антич. диал-ки(Гераклит- все изменяется,все связано,м ир никем не соз-ан, он был всегда).элеаты утв-ли что идеал.мир- это мир покоя т.е. зачатки метаф-ки.Усиление мат. и идеал. тенденций. Мат – атомич. строение материи.( демокрит), Атомы и пус-та- это все что есть.Лукреций- всел-ная бесконечна, а входящие в нее миры врем-ны.-однако все признавали богов. Идеал-зм(Платон- мир идей-бытие, а мат-ное- это между Б.и неБ., идея души-узницы,) Объек-ый идеал-зм соед. С диалек-им методом фил. рассужд.Для фил-сии прир-ды хар-на числовая симв-ка.Аристотель делал попытки прим-ия мат-ма и идеал-ма.Мат- ия пассивна, она сод. в себе возм-ть возн-ия вещей для этого нужно придать мат-ии форму.Ф- идеал-ый образ, а глина-это мат-ия. Основной двиг-тель мира- бог. Позже оторвал форму от мат-ии, превратив ее в самост-ую субстанцию. Единич. вещи-изм-вы,а их форма нет – в этом утвер-нии диал-ка и метаф-ка слились. А-ль разработал клас-цию форм и спос-ов мышления.Антич. фил-ия сод.-ла в себе прототипы миров-ний, разраб-ых в послед-ие века.
12проб-ма Б. в фил-сии.
Быт- реальное, материальное существование. Сформулирована проблема в 5-4 в.в до н.э. Парменит ввел это понятие. В древней Греции сложилась очень опасная и сложная ситуация. Боги определили и гарантируют жизнь людей. Люди свято в это верили. С течением времени все стало расшатываться, утрачивалась вера в богов, люди стали дерзки, вольны отсюда следовало что человечеству грозит исчезновение. Парменит осмыслил, что богов нет, но в мире существует очень многое, единая связь необходимость и мир. И мир развалится не может. Это и есть бытие ( абсолют, необходимость ). Существует один бог. В средневековье религия. В 15-16 в.в н.э возникновение науки.( эпоха возрождения- переход, этап к научному знанию ). Постепенный сдвиг представления о том что гарантом является не бог, а человеческий разум. К 18-19 в.в. изменяется воззрение на мир и разуму перестают верить. Люди начинают уверовать в свое бренное тело. Форм бытия несколько: а) материальное. б) общественное ( экономика, искусство ). в) духовное. Б.- это (в шир. смысле)всеохват-щая реальность, общее понятие о сущ-нии и сущем вообще.Б- все то.что сущ-ет: объед-ет мат-ное и идеал-ное.Проблема Б. предст-ет фундаментальную мировоз-кую и методол-ую проблему, т.к. вокруг него веками идет борьба между мировоз-ем и религией(Б. или неБ. Бога и т.д).классиф-овать и описать все известные виды и разнов-ти физ. Хим. И т.д форм реальности-задача огромной метод-ой важности.Катег-ия Б. одна из самых древних фил. категорий. Все учения сод-ли ее в кач-ве основной, но оно по разному толковалось ( нечто перв-ое или что-то отражающее иную быт. сущ-сть, недоступную восприятию). Антитезой Б.- нечто, явл. ничто.Все конкр-ые формы Б. возник. из неБ. и становятся бытием, исчезая становятся неБ. Возник. одной формы Б есть рез-тат перехода 1 формы Б. в другую.НеБ.- понятие относ-ое, в абсолютном смысле его нет.Эти кат-рии Гегель наполнял диалект-им содерж-ием, связаным с идеей развития. Начинал построение своей фил-ой системы с беднейшего понятия чистого Б., потому что чист. Б настолько бедно, что не отлич. От неБ. Чист. Б. связано с началом, а начало с наличием возможности, кот. сама по себе явл. силой, свернутым Б.В зародыше соед-ны Б. и неБ, вслед-вии чего идет переход от ничто к нечто. Т.об.ясно, что нет абс. ничто, ибо это исходная форма проявления нечто. Все формы Б. имеют своим предельным основанием материю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.