Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Смысл основного философского вопроса. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Философское учение о человеке, страница 6

Наличие закона определятся объективностью. Понять социальный закон, зная историю Красноярска нельзя.

Объективность- результат деятельности огромного количества людей. Общекультурное основание, совокупная деятельность людей и все это объективное.

От чего зависят перемены в обществе?

До 17века люди говорили о мнениях. В 17 веке Локк « мнения не сами по себе зависят от среды. Важна среда, но если речь идет об отдельном человеке, и это не правильно так как не для всего общества ».

В 18 веке революция вскрыла то, что мнения завися от имущественных отношений.

Имущественные отношения- это область правовых отношений. 

В 19 веке социалисты-утописты « все зависит от нужд промышленности. Она изначально человеку не дана, а благодаря уму человека, он создает машины. Все таки все зависит от мнений ».

Законы в обществе характеризуются статистичностью, а в природе динамичностью.

Эти законы социальны- законы тенденции. Маркс 40 лет своей жизни посвятил теории общественных формаций.

3.Материализм как методологический принцип анализа общества. Теория общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация- это исторически конкретный тип общества в единстве всех его элементов, на основе способа производства ( ввел это определение Маркс ).

Способ производства- это производственные силы + производственные отношения.

Производственные силы-  это люди обладающие определенными знаниями способные работать.

Средство производства- это средство труда и предмет труда ( природа ).

Производственные отношения- это отношения в которых люди выступают по поводу производства и в сфере производства ( отношения собственности, обмена, распределения, потребления, финансово-кредитные ).

Производство- это процесс труда по созданию материальных благ.

Почему способ? Так как производство существует в конкретно исторической форме, т.е главное не что?, а как?

Производственные отношения это базис.

 Производственные отношения выступают базой для еще одной группы отношений- надстроечных.

 Структура базиса- это и есть структура производственных отношений.

Структура надстройки.

Надстройка- это совокупность идей, представлений, заблуждений, иллюзий…- вся духовная сфера- это реальные отношения.

В соответствии с этими идеями- это организации, учреждения, институты, которые эти идеи оформляют.

Источником любого развития- является противоречие.

У Маркса сформулирован универсальный закон ( социологический ):

«  Закон соответствия производственных отношений, характеристика и уровень развития производственных сил ».

производственные силы- это содержание отношений.

Производственные отношения- тяготеют к статике, обеспечивая тем самым устойчивость.

Производственные силы на 100 процентов не могут соответствовать производственным отношениям.

У Маркса 3 формации:

-  Первичная ( до классовое общество ).

-  Вторичная ( классовая ).

-  Третичная  ( после классовая ).

Маркс очень много сомневался например: азиатский способ производства ( большая часть земного шара  2\3 под его теория вообще не подходит ). Теория относится к пост капиталистическому обществу ( но не в России ).

Теория экономических формаций потускнела, многие положения не выдержали. Маркс в этом не виноват.

Заслуга теории и ограниченность.

Заслуги:

-  Теория формаций пытается понять мир в системности.

-  Обнаруживает общее в историческом процессе, позволяет уловить повторяющееся.

-  Выделяет принцип ступени – создание периодизации.

Отрицательные черты:

-  Схема оказалась первичнее жизни М. Вебер «Теория идеальных типов»: для изучения любой реальности. Исследователь создает схему. Схема и реальность не соответствуют. Изменения включены в схему. А в теории экономических формаций- схема идеально правильна. Изменения вносились в реальность. Реальность подогнали под схему.

-   Все процессы, все явления предполагалось изучать экономикой.

-   Движущиеся массы- не силы, а индивидуальность.

Цивилизация:

-  Ступень за дикостью и варварством ( первый уровень ).

-  « цивилизация »- государственный, гражданский, чаще упоминается историками как локальная культура.

-  Красочность.

-  Детали на первом месте.

-  Главное не только экономика, но и другие ценности.

То что является недостатками в формационном подходе. То успешно в другом подходе, и  наоборот.

Теория синергетики охватывает и тот и этот подходы.

Формационный- ориентир на связи диохронные ( вертикаль времен ).

Цивилизационный- синхронные ( горизонтальные ).

Билет №36 общественный прогресс.

Все в мире повторяется- пифагорейцы высчитывали через сколько лет произойдет повторение ( круговорот ).

Прогресс- это одна из ветвей развития.

Регресс- это одноплоскостное развитие ( идиодоптация ).

Развитие- это движение направленное на необратимое внутри себя ( источник ), изменение качественное, а не только количественное.

Прогресс- это развитие в направлении совершенств и системы ( создание устойчивых, адаптивных связей ).

Вирус- биологи говорили толи это вещество, толи это существо.

Общественный прогресс.

 Главное- человек как родовое существо.

« людьми движут потребности »- речь идет не о конкретных потребностях. А о типах потребностей:

-  Естественные ( пища, как у животных ).

-  Исторические (  духовные ) ( у животных нет ), т.е это общение, приобретение знаний и т.д.

Естественные- имеют предел, а исторические не имеют предела.

Критерием общественного прогресса- является создание как можно более материальных средств, уровень производственных сил ( для узкого подхода ).

Критерием признается- уровень свободы, который общество в состоянии предоставить человеку для развития его внутреннего потенциала ( чем выше этот уровень тем выше свобода ).

Социальная структура общества. 

1.  понятие.

2.  социальный класс и структура общества.

3.  социально-этическая структура общества.

Билет №37.

1.  Многообразные связи и отношения, которые возникли между группами и внутри их в процессе совместной деятельности.

Общество- это и есть многообразные связи.

Социальная группа- это не любая совокупность людей, это определенная совокупность людей ( вот гон ), имеющая признак- общесоциальный и выполняющая определенную функцию в системе общественного разделения труда.

Группы: первичные и вторичные.