Истина- то что есть на самом деле.
Истина (Аристотель)- не потому ты бел, что мы так считаем, а потому что ты бел.
Истина- знание соответствующее действительности, в ней есть как объективные, так и субъективные начала. Знание существует в голове, а это субъективность. Истина одновременно и абсолютна и относительна.
Абсолютная- в смысле полноты знания, может быть понято как знание не опровергнутое практикой.
Относительная- знания которые уточняются и дополняются.
Истина всегда конкретна- если вы претендуете на истинность знания, то должны уточнить- в каких случаях и каких обстоятельствах.
Истина и правда.
Правда- видение вещей сквозь призму собственного опыта, через наши знания, а истина- одна на всех.
Ошибка и заблуждение.
Ошибка- нарушение уже известного правила.
Заблуждение- его нельзя исключить из истины. Искаженное представление о действительности, адекватно-поверхностное свойство. Возникает по причине постоянного развития- первоначальные представления кажутся ошибочными.
Критерии истины.
Критерий- мерило.
Практика- критерий истины.
структура и динамика познавательного процесса.
Сенсус- материалисты (Демокрит).
Чувственное познание- включает ощущение, чувственный образ отдельного свойства предмета (цвет).
Восприятие- целостный чувственный образ всего предмета целиком.
Представление- воспроизведение в памяти образа предмета, который мы знаем.
Чувства дают многое, но не могут дать обобщенного знания.
Рациональное познание ( разум )- наиболее полно выражен в мышлении- процесс обобщения и опосредованного отражения действительности, который осуществлялся в ходе исторической практики.
Три формы:
Понятие- форма мышления, отражающая общие закономерные связи и существенные стороны и признаки явления.
Содержание- форма мышления отражающая вещи и процессы действительности из связи понятий; любые предложения.
Умозаключение- форма мышления, при которой из одного знания выводится другое.
Отстаивали идеалисты и рационалисты.
Разум и рассудок- разные, противоположные понятия.
Разум (Гегель)- высшее соединение знаний о предмете и о самом себе.
Рассудок- мышление, которое рождает конечное определенность и в них движение.
Разум подвижен, творческая сторона, стремиться заглянуть за грань известного, а рассудок или здравый смысл- в пределах известного. Существует безумие.
Уровни:
Теоретический- знание выводное, составное внутренних связей.
Эмпирический (от греч. «Эмпирио» - опыт)- составное внешних связей.
множество способов постижения мира могут быть сведены к двум:
- Материально- практический.
- Духовный.
Познавательные формы:
- По средствам практики ( верование, приметы, традиции, предвидение…)
- Игра ( присуща не только маленьким детям ).
Теория относительности в сравнении с детской игрой просто детская игра.
- Мифологическое познание ( миф- знание синкретическое, нерасчлененное ).
Миф существует и сегодня ( спросите у народа и он вам скажет как правильно ).
Миф- форма существования массового сознания.
Художественная форма познания ( образная форма- соединяет в себе нечто от науки и нечто от реальности.), образ обобщаем. Познание специфическое- апелляция чувства.
- Религиозная форма ( обусловлено особым эмоциональным отношением, к господствующими над людьми земными силами приобретающие формы неземных.
- Научное знание:
До научное и вне научное.
До научное- которое существовало до науки ( к 16- нач. 17 века ).
Вне научное- паранаука ( около наука ( алхимия ) )- использует научные термины, но ничего общего с наукой не имеет. ( магия, астрономия ).
Антинаука ( Анскурантизм )- враждебное отношение к науке.
Лженаука- отвержение науки.
Наука- специфическая сфера деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом человеке и о его познаниях. Высоко специализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования знания, достижения оптимальности. Наука стремиться обнаружить объективные законы, стремиться уловить общее и существенное в вещах.
Цель- объективная истина. Системность и не противоречивость. Науке не свойственна противоречивость. Предполагает строгую доказательность, либо опровержимость.
Формы науки.
- Проблема.
- Гипотеза. ( преграда, трудность; знание о незнании ).
- Теория.
Следует проблему отличать от псевдопроблемы ( что возникло раньше курица или яйцо). Неразрешимых проблем нет.
Гипотеза- предположение, основанное на фактах, доводах, свидетельствах.
Теория- ( рассмотрение, исследование )- наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об объекте, его связях и закономерностях.
Функции теории .
- синтетическая- объединение отдельных, достоверных знаний в целостную систему.
- Объяснительная- выявление причин явления.
- Методологическая- на базе теории формируется отдельные приемы и методы исследовательская деятельности.
- Предсказательная- может предвидеть будущее состояние того или иного предмета.
- Практическая- конечная цель теории воплотиться в практику.
Методы науки:
1) Метод ( путь к чему либо )- совокупность приемов, способов, операция, применяемой в любой сфере деятельности.
- Частно- научные ( только в определенной науке ).
- общенаучные ( анализ, синтез…)
- философские ( распространяются на любую область ):
а) Эмпирические ( наблюдение )
б) Теоретические.
Наблюдение- целенаправленное систематическое восприятие объекта, дающее материал.
Эксперимент ( опыт, проба )- исследователь активно воздействует на объект, создавая искусственные условия для выявления свойств.
Сравнение- сопоставление объекта, с целью обнаружения различия.
Идеализация- вид абстрогирования, цель в мысленном конструировании объекта.
Формализация- изучение объекта с наименованием знаковых систем.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического.
Обычно люди считают, что жизнь идет от конкретного к абстрактному, а на самом деле не так.
Абстрактное ( лат. Изъятое ).
Конкретное- сращенное- синтез многих определений, или единство в многообразии.
О конкретном можно говорить с точки зрения чувственного восприятия, но это не теоретическое ( неполное, неточное ). Чтобы преодолеть дорогу от абстрактного к конкретному, необходимо соотнести историческое и логическое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.