Философия, ее основные особенности и роль в обществе. Смысл основного философского вопроса. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Философское учение о человеке, страница 5

Детерминизм ( от лат.- определяю ).

Современное понятие детерминизма:

1.  всеобщая и мировая закономерность.

2.  каждое явление обусловлено другими явлениями и само обуславливает другое явление.

Узкий смысл понятия- казуальность- причина.

Раньше:

Остерменизм- однозначная причинная связь ( Лапласовский ).

Сейчас:

Это обусловленность, которая не замыкается в одной точке- множественность.

-  Причинная связь.

-  Функциональная связь.

-  Целевая детерминация.

-  Иерархические связи.

-  Субординация.

-  Причина и следствие.

-  Необходимость и случайность.

-  Возможность и действительность.

1.Признаки:

-  Причинная связь- порождающая или генетическая.

-  Однонаправленная связь- причина в следствие реализуется и угасает, их место временная ассиметрия.

-  Необходимость- отношение носит закономерный характер, не случайная.

-  Причина и следствие непрерывны во времени. Они сменны, промежуточных явлений нет.

-  Всеобщность- нет явлений, которые не имели бы причины.

-   Объективный характер.

За причину принимают условие, поскольку условие влияет на причину, а не на следствие, причинное основание входит в условие.

2.необходимость- внутренняя, устойчивая связь явления, обусловленное предшествующим ходом развития.

Случайная- внешняя не устойчивая связь явлений, основание в не себя.

Чистой необходимости нет, она реализуется через случайность и чистой случайности нет.

На более низком уровне необходимость, а на более высоком- случайность.

3.  возможность- потенциальная, бытие потенциальное не реализовано пока.

Действительность- ставшее, случившееся, реализованное.

Возможности: реальные и абстрактные.

Реальные- закономерность, тенденция + условие для ее реализации.

Абстрактные- тенденция несущественная, условие отсутствует.

Законы диалектики.

Сформулированы Гегелем:

-  единство и борьба противоположностей.

-  Перехода количественных изменений в качественные и наоборот.

-  Отрицание отрицания.

Каждый из этих трех высвечивает разную сторону развития (движения)!!!

1.  отвечает на вопрос: в чем источник движения ( развития )?

Определить понятия: единство и борьба, противоположность и противоречие.

Единство- не только тождество, но и различие.

Борьба- гармония, господствует тенденция, сохраняющая единство.

Пример гармонии- женское начало и мужское начало ( инь, янь ).

Противоположность- стороны, моменты или тенденции которые с одной стороны исключают друг друга, а с другой стороны предполагают друг друга.

Противоречие- отношение между противоположностями.

Объективные противоречия- источник любого движения.

2.  Как совершается развитие? ( а не почему ).

Понятия: качество, количество, свойство, мера, скачок.

Качество- тот интервал в котором данная вещь существует. Граница, отличающая одну вещь от других- определенность, совпадающая с бытием вещи.

 Количество-  он не определяет границы, определенность, не тождественность вещи.

Вещь- единица существующая, или все то, что может обладать какими то свойствами, или все то, что может находиться в отношении с другими вещами.

3.Закон отрицание отрицания. Отрицание-  когда полностью отвергаем.

Тождественно отрицанию- снятие- сбережение, сохранение того, что потеряло свою непосредственность, но сохраняется в состоянии.

Двойное отрицание- ( смена поколений родители и дети ), каждый фрагмент действительности отрицал его и в последующем его отрицает.

Отрицание изображается в виде спирали, каждый виток спирали повторяет все предшествующие ветки, но по-новому. Прогрессирующая направленность не значит что процесс осуществления в чистом виде. Все в мире развивается путем удержания, сохранение предыдущих фрагментов действительности воплощая в новую жизнь.

Считают что это закон не всеобщий, а только закон развития. Развитие имеет начало и конец.

Все таки всеобщий: так как действительно в сферах природы, мышления, общества и на этом основании он является уникальным. Полезные ориентиры из закона:

Прежние входят в состав нынешнего, закон интегральный. Все три закона сходятся в третьем.

Билет №33 Общество как саморазвивающаяся система.

1.  Понятие общества и общественных отношений.

2.  Специфика объекта общественного познания и социального закона.

3.  материализм как методологический принцип анализа общества. Теория общественных формаций.

4.  общественный прогресс и его критерии.

1.Общество- понятие многозначное; это прогресс и результат деятельности людей, как совокупность сменяющих друг друга форм жизнедеятельности людей, представляющих систему или общество- обусловленное от природы часть, но тесно связанная с природой, которая развивается по своим законам.- это широкий смысл.

Узкий смысл- приятно мне ваше общество или нет.

Общественные отношения- многообразные связи возникшие в процессе жизнедеятельности между отдельными гражданами. Чтобы понять логику общественных отношений их делят на:

Материальные:

-  в материи самое главное свойство- объективность.

-  Это такие отношения которые не зависят от сознания, но тем не менее при участии сознания складываются.

-  Это отношения экономические. В экономике человек действует не в одиночку.

-  Отношение собственности- люди планировали другое, а совокупный результат получается- это и есть отношение, т.е в начале складываются а потом планируются.

-  Идеологические- в начале планируются а потом складываются.

3.  Специфика объекта общественного познания и социального закона.

Человек действует на основании своих знаний. Чем дальше человек заглядывает в будущее, тем сложнее будет будущее, а с другой стороны человек не создает будущего.

Объект- то, что мы хотим понять и осмыслить.

Своеобразие непохожести социального и природного объекта:

-  история создана нами в отличии от природы.

-  в обществе очень трудно обнаружить повторяемость.

-  В обществе практически невозможно поставит эксперимент. Эксперимент- это создание искусственных условий.

-  Познание общества невозможно очистить от идеологии, а идеология- предвзятое; система ценностей для определенного класса. От идеологии избавиться невозможно.

-  Объект для естественных наук существует давно, а в истории объект изначально не существует.

Закономерность уловили Гегель и Маркс.