Материнская форма поведения (зоопсихология)

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Оглавление

1.  Введение

2.  Определение данной формы поведения и его основные критерии (свойства);

3.  Что в данной форме поведения является врожденным (инстинктивным);

4.  Когда данная форма поведения появляется в филогенезе (у какой группы животных и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности);

5.  Когда эта форма поведения проявляется впервые в онтогенезе у человека;

6.  Что необходимо для запуска этой формы поведения (внутренний – гуморально-гормональный статус и внешний пусковой стимул);

7.  Можно ли эту форму поведения отнести к приобретенному поведению;

8.  Приспособительное значение данной формы поведения;

9.  Чем по данной форме поведения человек принципиально отличается от других млекопитающих (или на кого из животных это похоже);

10.  Заключение.

11.  Список использованной литературы.

1.  Введение

В данной самостоятельной работе я буду описывать материнскую форму поведения.

2.  Определение данной формы поведения и его основные критерии (свойства).

Материнское поведение – поведение, связанное с появлением и заботой о потомстве.

Материнское поведение – это поведение, направленное на выживание потомства до периода, когда потомство начинает вскармливаться само.

Функции материнского поведения:

1.  Кормление;

2.  Вылизывание;

3.  Защита потомства.

В материнском поведении различают три стадии отношения матери к детенышу:

1.  Стадия привязанности и покровительства;

2.  Переходная стадия;

3.  Стадия неприязни.

3.  Что в данной форме поведения является врожденным (инстинктивным).

В материнской форме поведения инстинктивным является:

1. Кормление детеныша. После первого кормления, материнское поведение полностью активируется.

2. Первый уход за детенышем (вылизывание).

Например, антилопа после рождения детеныша сразу начинает интенсивно его вылизывать. Это она делает для того, чтобы сильные запахи только что родившегося детеныша не привлекали хищников. Тем самым мать старается защитить своего детеныша и сохранить его жизнь.

3.Манипуляции с последом после родов.

Например, кошка съедает послед после каждого котенка. Содержащиеся в последе большое количество гормонов, в том числе окситоцина, которые, стимулируют дальнейшие роды и вызывают появления молока необходимого для вскармливания котят.

4.Защита потомства (но никогда не в ущерб самосохранения). Животное может бросить детенышей, если опасность слишком велика. Например, собаки стараются выбрать труднодоступное укрытие в естественных условиях. Вход в нору располагается, как правило, в тени, рядом с каким-нибудь укрытием (камень, складка рельефа). Размеры норы с гнездовой камерой могут достигать достаточно больших размеров (в ней может поместиться взрослый человек). Устраивая такое жилище, собака прилагает достаточно много усилий и стараний.

4.  Когда данная форма поведения появляется в филогенезе (у какой группы животных и в связи с какими изменениями их жизнедеятельности).

Я считаю, что данная форма поведения впервые появляется в филогенезе еще у насекомых. Например, у роющих ос. Самка роет норку и затем снабжает каждое яйцо в этих норках парализованной добычей. Когда вылупляются молодые особи, мать уже отсутствует, но они обеспечены и укрытием, и заготовленной пищей.

5.  Когда эта форма поведения проявляется впервые в онтогенезе у человека.

Материнское поведение в онтогенезе  у человека, по моему мнение, начинает проявляться в момент когда девочка начинает играть в куклы (в 3-4 года), копируя поведения своей мамы по отношению к себе. В этот момент у ребенка формируется первая модель материнского поведения. Появляются игры, копирующие семейные отношения (дети играют «в домик», кормят кукол, представляя их своими детьми, укладывают их спать, разговаривают с ними, наказывают, водят на прогулку). Все это позволяет ребенку подсознательно подготовиться к взрослению, воспроизведению потомства (рождению детей) и  его сохранению и воспитанию.

Похожие материалы

Информация о работе