МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
О БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ГРАЖДАНАХ
В следственной практике довольно часто встречаются уголовные дела по расследованию преступлений, сопряженных с безвестным исчезновением граждан.
В большинстве случаев следствие по этой категории дел ведется пассивно, и как правило, производство их приостанавливается в связи с неустановлением виновных лиц, увеличивая количество "темных преступлений".
Анализ уголовных дел о безвестном исчезновении граждан, изученных в методико-криминалистическом отделе прокуратуры Красноярского края, показывает, что многие следователи не владеют навыками по расследованию таких дел, в ряде случаев не знают законодательных актов (как правило ведомственных) обязывающих органы внутренних дел принимать определенные оперативные меры к розыску пропавших без вести.
В большинстве случаев оперативные работники милиции, не в полном объеме выполняют все предусмотренные (приказами, инструкциями и т.д.) мероприятия, а следователи прокуратуры не могут от них потребовать добросовестного исполнения т.к. не знают этих нормативных актов.
Целью данного пособия является оказание методической помощи следователям при расследовании уголовных дел о без вести пропавших гражданах.
В жизни факты безвестного исчезновения выглядят так: человек ушел на работу, в магазин, в гости, прогуляться, выехал на автомашине и домой не вернулся. Выяснение дальнейшей судьбы такого человека имеет важное социально-правовое значение, поскольку его исчезновение в ряде случаев является результатом совершенного в отношении его преступления (убийство, автонаезд, похищение и т.д.).
В ходе розыска без вести пропавших граждан иногда раскрываются тяжкие преступления против личности. Обеспечение безопасности граждан, защита их жизни и здоровья от преступных посягательств, предупреждение нарушений законности в уголовно-процессуальном производстве требует решительного улучшения деятельности органов внутренних дел и прокуратуры по раскрытию преступлений, связанных с безвестным исчезновением людей.
Органами внутренних дел в ряде случаев нарушается установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о пропавших без вести. Не принимаются незамедлительные и экстренные меры по выяснению причин и обстоятельств исчезновения. Дежурные службы в некоторых случаях не принимают заявления и сообщения о безвестном исчезновении, предлагают заявителям выждать или самим осуществлять розыск. По некоторым заявлениям и сообщениям имеет место необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел.
Горрайпрокуроры не всегда своевременно выявляют нарушения, допущенные органами МВД при разрешении таких заявлений и сообщений.
Действия органов милиции по разрешению сообщений и заявлений о безвестном исчезновении граждан регламентированы приказом министра МВД РФ № 213 ДСП от 5 мая 1993 года, инструкцией к нему "Об организации и тактике розыскной работы", совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД РФ № 15-16-22 от 22 декабря 1992 года. Прокуроры и следователи должны изучить эти документы, что бы знать функциональные обязанности органов МВД и требовать их неукоснительного исполнения при разрешении заявлений и сообщений о пропавших без вести.
Ответственными за организацию розыскной работы являются: криминальная милиция, милиция общественной безопасности (местная) и паспортно-визовая служба. В этих органах, с учетом специфики и объема розыскной деятельности созданы розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники. Учет разыскиваемых ведет информационный центр УВД.
Органы внутренних дел безотлагательно обязаны реагировать на информацию о безвестном исчезновении людей. Организационное обеспечение неотложных действий по розыску возложено на дежурные части.
При поступлении заявления о безвестном исчезновении человека, дежурный регистрирует его в книге учета происшествий, заполняет формализованный бланк - протокол заявления, по установленной форме; организует опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения, осуществляет проверку по учетам: - задержанных, арестованных, медвытрезвителей, спецприемников, медучреждений, моргов, обеспечивает выезд опергруппы к месту последнего местожительства пропавшего.
При установлении признаков прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершения в отношении его преступления , немедленно возбуждается уголовное дело.
По материалам первоначальной проверки объявляется местный розыск пропавшего и не позднее 10 суток с момента поступления заявления в РОВД заводится розыскное дело. Одновременно с вынесением постановления о заведении розыскного дела заполняется розыскная карточка в двух экземплярах , сторожевой листок, информационно-поисковая карта, опознавательная карта в двух экземплярах. Опознавательная карта направляется в ИЦ УВД в срок не позднее одного месяца с момента заведения розыскного дела, для проверки по неопознанным трупам.
Следователю, при расследовании уголовного дела, необходимо убедиться,что опознавательная карта на пропавшего без вести, направлена в ИЦ, для проверки по учету неопознанных трупов. На основании этого периодически (раз в месяц) запрашивать сведения из ИЦ.
Кроме этого следователь обязан убедиться, что сотрудник милиции ведущий розыск, направил информацию о розыске: в горрайорган по месту получения паспорта; отдел ЗАГС - по месту рождения разыскиваемого на случай обращения с просьбой о выдаче повторного свидетельства о рождении или изменения фамилии.
Также необходимо установить кому давались розыскные задания (они даются по установленной форме) и получены ли на них ответы.
Граждане пропавшие без вести вместе с автомобильным транспортом, объявляются в федеральный розыск одновременно с заведением розыскного дела. В федеральный розыск объявляются пропавшие без вести, по истечении трех месяцев со дня начала местного розыска.
Розыскное дело прекращается, если гражданин розыскан, либо обнаружен его труп. Таким образом в розыскном деле содержится информация, представляющая определенный интерес для следователя, в производстве которого имеется уголовное дело по без вести пропавшему. Следователь должен ознакомиться с этой информацией и при необходимости использовать в ходе следствия.
В процессе расследования на первоначальном этапе необходимо:
- установить кто исчез, следует собрать все сведения характеризующие пропавшего, чем занимался - работал, учился, вид деятельности, приметы внешности и одежды, состояние здоровья, особенности характера, привычки, наклонности, связи родственные, дружеские, рабочие и т.п.;
- в ходе допросов свидетелей (заявителя, родных, близких , друзей, сослуживцев) следует выяснить при каких обстоятельствах произошло исчезновение.
При допросах представляется целесообразно записать свободный рассказ, а затем ставить вопросы:
1. С какого времени свидетель знал исчезнувшего, в каких отношениях с ним находился.
2. При каких обстоятельствах, когда, в связи с чем, и от кого узнал об исчезновении.
3. Где находился допрашиваемый в момент исчезновения разыскиваемого.
4. Что конкретно предпринято окружающими (близкими, родственниками, друзьями и т.д.) к розыску своими силами пропавшего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.