Особое внимание в полученной таблице уделим сезонным коэффициентам (Seasonal Factors) – данным, которые в дальнейшем могут быть использованы для адаптации прогнозной функции тренда к сезонности. Сезонные коэффициенты одинаковы для соответствующих месяцев всех лет. Поэтому имеет смысл выбрать только те из них, которые требуются для дальнейшего анализа:
С помощью этого графика можно непосредственно определить характер сезонности. Так, наблюдается некоторый спад коммерческого грузооборота в первые месяцы года, некоторый рост в марте, относительно устойчивая динамика с апреля по сентябрь и, наконец, ярко выраженный рост в октябре и декабре. Теоретически снижение объемов грузооборота в первые зимние месяцы года может быть обусловлено новогодними праздниками, а также негативным состоянием транспортных коммуникационных сетей, преимущественно дорог (метели, гололедица, заносы на дорогах и т.д.). Рост и дальнейшая относительно устойчивая динамика аналогичного показателя определяется освобождением трасс от снега, общим улучшением состояния дорожного покрытия. Значительное увеличение грузооборота в конце года определяется стремлением обеспечить рыночных субъектов всей необходимой продукцией к наступлению новогодних праздников и предстоящему ухудшению погодных условий.
Далее можно попытаться визуально оценить, насколько сезонные факторы отражают сезонные колебания исходного временного ряда. Для этого построим график с двумя шкалами измерения (Plot two var lists with different scales). На одной шкале отметим значения объемов коммерческого грузооборота, а на другой значения сезонных коэффициентов.
На получившемся графике видно, что сезонные факторы очень хорошо “вписываются” в поведение данных исходного ряда.
Чтобы составить прогноз, имеет смысл обработать трендово-циклическую компоненту и вывести уравнение, наилучшим образом описывающее ее поведение. На следующем графике хорошо будет видно, что интересующий нас тренд может быть описан полиномиальной функцией:
Теперь, получив уравнение тренда, необходимо поместить его в рабочий лист программы. Затем скопируем сезонные коэффициенты из окна результатов сезонной декомпозиции и вставим их как переменную “Сезонные коэффициенты”. Перейдем к формированию окончательной прогнозной модели. Для этого, учитывая мультипликативную сезонность, перемножим переменные “Тренд” и “Сезонные коэффициенты”, разделив результат на 100, поскольку в первоначальном виде он будет выражен в процентах. Полученные данные оформим в виде фрагмента таблицы:
Таблица 3 - Прогнозные значения объема коммерческого грузооборота
Годы |
Месяцы |
Грузооборот |
Сезонные коэффициенты |
Тренд |
Прогноз |
|
1 |
2001 |
январь |
280,5 |
100,0153 |
287,5749 |
287,618987 |
2 |
февраль |
276,8 |
93,6169 |
290,0279 |
271,515173 |
|
3 |
март |
301,0 |
103,3841 |
292,4533 |
302,350278 |
|
4 |
апрель |
296,4 |
98,9466 |
294,8511 |
291,745051 |
|
5 |
май |
310,0 |
101,2252 |
297,2213 |
300,862867 |
|
6 |
июнь |
290,2 |
97,3097 |
299,5639 |
291,504587 |
|
7 |
июль |
302,0 |
99,3329 |
301,8789 |
299,865083 |
|
8 |
август |
303,0 |
99,7002 |
304,1663 |
303,254288 |
|
9 |
сентябрь |
306,4 |
98,4187 |
306,4261 |
301,580595 |
|
10 |
октябрь |
322,0 |
103,7202 |
308,6583 |
320,140966 |
|
11 |
ноябрь |
320,0 |
100,7165 |
310,8629 |
313,090318 |
|
12 |
декабрь |
325,0 |
103,6137 |
313,0399 |
324,352293 |
|
13 |
2002 |
январь |
311,4 |
100,0153 |
315,1893 |
315,23762 |
14 |
февраль |
297,9 |
93,6169 |
317,3111 |
297,056863 |
|
15 |
март |
328,0 |
103,3841 |
319,4053 |
330,214367 |
|
16 |
апрель |
315,6 |
98,9466 |
321,4719 |
318,085419 |
|
17 |
май |
323,5 |
101,2252 |
323,5109 |
327,474569 |
|
18 |
июнь |
312,0 |
97,3097 |
325,5223 |
316,764615 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.