Философия ценностей.
Всё существующее причастно бытию не только в силу того, что оно есть, но также и в силу того, что оно содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия, что оно хорошо или дурно, прекрасно или безобразно, возвышенно или низменно, величественно или ничтожно и т.д.. Что означает это ценностное измерение бытия? Что придаёт миру ценностную окраску? В чём сокрыта мера ценностей: в субъективном взгляде на мир или в объективных свойствах самих вещей? В чём, например, источник красоты розы: в созерцающем её духе или в ней самой, в её природных свойствах? Остаётся ли роза всё такой же прекрасной, если ею некому любоваться? Является ли её красота ценностью само по себе, безотносительно к воспринимающему её субъекту?
С одной стороны, вполне очевидно, что ценности весьма субъективны и относительны, что представления о прекрасном и безобразном, хорошем и дурном меняются от эпохи и эпохе, от человека к человеку. Стремясь обосновать эту точку зрения, сторонники субъективного и релятивистского понимания природы ценностей считают, что ценности привносятся в мир самим человеком, что чувство ценности есть не что иное, как чувства удовольствия, приятности или полезности, которые доставляют человеку окружающие вещи.
С этой точки зрения ценность объекта есть его желаемость субъектом. Но если ценность есть то, что мы желаем, то какова причина наших желаний? Почему мы желаем именно эту, а не другую вещь? Не потому ли, что эта вещь является ценной сама по себе или более ценной, чем другая? Ведь не будь у нас объективной меры добра и зла, прекрасного и безобразного, мы не могли бы оценивать вещи по степени их совершенства или несовершенства.
Пытаясь объяснить эту объективную особенность ценностей, М. Шелер рассматривал их, например, как особого рода качества, носителями которых являются не сами материальные вещи, а их идеальные подобия, которые он именует «благами». Благо – это «веще подобное» единство ценностных качеств. В отличие от свойств вещей, ценностные качества могут проявляться отдельно от своих носителей. В силу идеальности своей природы они могут даже восприниматься субъектом раньше, чем воспринимаются сами блага и вещи.
Очевидно, что любое содержание бытия есть положительная или отрицательная ценность не в каком-либо своём отдельном качестве, а целиком, всем своим бытийственным содержанием. Например, восхитительный, чистый, голубой цвет неба есть ценность не только в своей восхитительности, но и в самой своей пространственной, небесной голубизне.
Мысль о том, что бытие есть благо и что всё причастное бытиё имеет в силу этого ценностное содержание, высказывалась многими выдающимися философами. В античной философии такую точку зрения отстаивали, например, Платон и Плотин. Вслед за ними Августин утверждал, что всё сущее, поскольку оно причастно бытию Бога, есть благо. Средневековые схоласты Альберт Великий и Фома Аквинский полагали, что понятия «бытие» и «благо» выражают одну и ту же сущность, рассматриваемую с разных точек зрения. В новое время Спиноза склонялся к отожествлению реальности и совершенства, а Лейбниц придерживался того мнения, что сущее есть ценность в сравнении с небытиём. Отсюда логически вытекает мысль, что мы живём в лучшем из возможных миров.
Итак, в каком же смысле сущее является ценностью? Почему вообще возможны ценности? – Прежде всего потому, что в мире есть «более совершенные» и «менее совершенные» вещи, что мы можем сравнивать все вещи по степени их совершенства. Такими критериями являются предельные, крайние состояния сущего: небытие и абсолютная полнота бытия. Сущее потому и обладает ценностью, что оно может выступать в сравнении либо с небытием, либо с абсолютной полнотой бытия.
По отношению к небытию всякое сущее есть ценность. Например, уродство, страдание и злодейство – ценность по сравнению с небытиём, т.е. отсутствием какого-либо содержания. Не случайно, что безразличие и пассивность расцениваются ниже, чем, злодейство или предательство. Отсутствие содержания всегда является меньшей ценностью, чем отрицательное содержание, ибо последнее имеет возможность стать положительным, тогда как первое может вообще никогда ничем не стать. Ценность даже самого ничтожного, злого, безобразного существования заключается в том, что его причастность к бытию имеет смысл в перспективе бесконечного развития, совершенствования, преображения и одухотворения. Ценность каждой вещи есть её способность достичь полного раскрытия своей природы, чтобы стать основой для развития более совершенных форм сущего. Ценность каждой вещи – это её возможность через эволюцию вида и рода устремиться от низших к высшим сферам бытия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.