Курс лекций по концепциям современного естествознания

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Концепция Современного Естествознания

Катунин Борис Дмитриевич

Литература:

1) А.С. Черцов. Концепции Современного Естествознания

2) Л.А. Михайлов. Концепции Современного Естествознания

Реферат – 15-20 страниц

Лекция 1.

Два мира и основной вопрос философии.

            Для каждого человека существует два мира, внешний (материальный мир, в котором он живет) и внутренний (или сознание в нем самом). Не существование внешнего мира, ни наличие внутреннего человек не может ни доказать, ни опровергнуть. Но и то и другое для него самоочевидный факт. Можно задумываться о соотношении этих миров, стараясь свести их к одному, например, можно пытаться рассматривать сознания как часть или функцию внешнего мира, или наоборот внешний мир рассматривать  как часть или функцию сознания. Вопрос о том, какой из миров первичен, известен как основной вопрос философии. В зависимости от ответа на основной вопрос философы делятся на материалистов, объективных идеалистов и субъективных идеалистов. Материалисты признают независимо от сознания существования окружающего нас мира, возникшего в результате саморазвития материи. Объективные идеалисты признают независимо от сознания существования материального мира, возникшего как результат деятельности высшего разума. Субъективные идеалисты считают, что окружающий нас мир не существует реально, а является плодом воображения отдельного индивида. На сегодняшний день не существует экспериментально обоснованного ответа на основной вопрос философии. Следовательно,  все утверждения о первичности внешнего мира или сознания не имеют характер очевидности. Напротив, единственным очевидным фактом остается противоположение «я» и «не я», сознания и мира. Из этого противоположения вытекает совершенно ясное разделение всего, что мы знаем на субъективное и объективное. Все то, что мы принимаем как свойства внешнего мира, мы называем объективным, а все, что по нашему мнению, относиться к миру внутреннему, мы называем субъективным. Внутренний мир каждого из нас абсолютно не доступен другому человеку. Мы и наш внутренний мир – одно целое. Внешний мир мы представляем существующим вне нас. Нам кажется, что если мы закрываем глаза, внешний мир будет по прежнему существовать таким, каким мы его видим. Посредниками между двумя мирами являются наши органы чувств. Внешний мир влияет на органы чувств, приводя к возникновению в мире внутреннем субъективных ощущений. В нашем сознании ощущения рождают образы, которые переносятся нами во внешнее пространство как нечто принадлежащее определенному месту и определенному времени. Это нечто мы называем материей. Таким образом, материя – есть то, что может перманентно порождать ощущения. Важной особенностью нашего восприятия внешнего мира является то, что мы познаем его во времени и в пространстве. В связи этим мы говорим, что внешний мир состоит из вещей (тел или объектов) и явления. Под явлениями подразумеваются изменения в состоянии вещей. Явления существуют для нас во времени, а вещь – в пространстве.

Наука. Естественные и гуманитарные науки.

            Одним из рычагов развития человечества является любознательность. Результатом любознательности явилось знакомство с большим числом разнообразных явлений. Во все времена находились люди пытающиеся найти объяснения различным явлениям. Этих людей называют учеными, то чем они занимаются – наукой. Таким образом, наука -  разновидность человеческой деятельность направленная на выработку и систематизацию знаний об окружающем мире. Научное знание можно условно разделить на знания о природе и знания об обществе и самом человеке. В соответствии с этим, деление все научные дисциплины также можно условно разделить на две основные группы: естественно-научные, занимающиеся изучением объектов и явлений природы, не являющихся результатом человеческой деятельности, и гуманитарные, изучающие объекты и явления – результаты человеческой деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе