Вопрос 4. «Историческая ретроспектива или этапы познания природы»
Процесс познания природы начался в глубокой древности, однако, интенсивно стал развиваться лишь с античного периода. Античные философы сделали целый ряд великих догадок, основанных на наблюдениях. Так Эмпедокл, живший в шестом веке до н.э. объяснил причину солнечного затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей. Он же утверждал, что свет распространяется с огромной скоростью и мы просто не замечаем длительности его распространения. Античные философы внесли значительный вклад в математику (Эвклид (3 век до н.э.), Пифагор (6 век до н.э.)), механику (Архимед (3 век до н.э.)) и астрономию (Птолемей (2 век до н.э.)). Величайшим философом и ученым античности был Аристотель (384-322г до н.э.). Он был не только философом, но и политиком, литературным критиком, критиком, биолог, практиком естествоиспытателем, логиком и учителем. Аристотель старался высказать свое мнение по всем вопросам, которые тогда возникали. Благодаря этому его труды представляли собой энциклопедию античной мысли, содержащую законченный взгляд на мир. В силу чего, научная мысль в Европе до эпохи Возрождения оказалась полностью под влиянием его идей. Этому также способствовали старания христианских ученых, наиболее выдающимся из которых был св. Фома Аквинский, которые согласовали идеи Аристотеля с догмами христианской религии, после чего его учения о строении вселенной превратились в один из церковных канонов. С тех пор нападки на учения Аристотеля расценивались как нападки на саму церковь. Первый этап становления научного естествознания – натурфилософия. Относится к эпохе Возрождения, XV-XVI века. Этот период отличает важная методологическая основа – синтез философских и естесственно-научных идей. Так картина мироздания Дж. Бруно представляет собой воспроизведение философской модели античных атомистов на основе данных астрономических наблюдений. Он доказывал, что у вселенной нет центра, она беспредельна, и состоит из бесконечного множества звездных систем. Теоретические положения и выводы, сделанные Бруно, базируются не столько на опытных данных, сколько на философском положении о целостности и непротиворечивости картины мира. Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание, XVII-конец XIX. Она связана с формированием и с систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований. Стадии аналитического естествознания характеризуют следующие особенности:
· Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук
· Преобладание знаний, полученных опытным путем, над теоретическими
· Преимущественное исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов в ней
· Подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, а ее различных сфер вне связи друг с другом.
Третья стадия – синтетическое естествознание (конец XIX-конец XX). На этой стадии возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Методологической основой синтетического естествознания становится эволюционный подход к познанию природы. Возникает ясное понимание целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии – науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин. Так на стыке смежных наук: биологии, химии и физики появились физ-химия, био-химия, физ-хим-биология и др. В конце XX столетия естествознание вступило в 4 стадию, которую называют интегральным естествознанием. Интегральное естествознание характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза 2-3 смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика - наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке ряда специальных дисциплин: теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и др. Другим примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика – новое направление научных исследований, процессов возникновения порядка из беспорядка (самоорганизация) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы. Усиливающаяся тенденция к интеграции естественных наук позволяет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут объединены все науки о неживой и живой природе. Тогда естествознание будет выступать как единое и многогранная наука о природе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.