1. Проектирование пойменной насыпи
1.1 Проектирование основной площадки
По заданной грузонапряженности Т =48 млн.ткм/км участок пути относится к І категории согласно СТН-Ц 01-95.
Радиус круговой кривой при проектировании железнодорожной линии назначается по нормам СТН Ц 01-95 согласно приложению Г /5/.
При проектировании железных дорог радиус круговой кривой принимают по приложению Е /5/. Для І категории и трудных условий радиус принимаем R=2000 м.
Согласно заданию принимаем:
- Вид грунта тела насыпи 3б – песок средней крупности;
- Грунт основания насыпи 11б –суглинок легкий пылеватый;
Физико-механические характеристики грунтов принимаем в соответствии с приложением А /5/.
Вид грунта |
Тип грунта |
ρS, т/м3 |
акп, м |
i0, доли |
Кф, м/с |
Wm Wp, % |
WL, % |
Jp, % |
№ грун-та |
W, % |
С, кПа |
φ, гра- дусы |
Тело насыпи |
песок средней крупности |
2,65 |
0,2 |
0,007 |
1*10-4 |
6 |
- |
- |
3б |
12 |
2 |
38 |
Основание насыпи |
суглинок легкий пылеватый |
2,71 |
1,2 |
0,08 |
1*10-9 |
18 |
28 |
10 |
11б |
19 |
20 |
20 |
Таблица 1.1 – Физико-механические характеристики грунтов.
Примечание:
– плотность частиц грунта т/м3;
– высота капиллярного поднятия воды в грунтах м;
i0 - средний уклон кривой, депрессия;
Кф – коэффициент фильтрации;
Wm – максимальная молекулярная влагоемкость;
Wp – влажность на границе пластичности глинистых грунтов;
WL – влажность на границе текучести;
Jp – число пластичности;
W – природная влажность;
С – удельное сцепление грунта;
Ширина площадки назначается из условия размещения на ней верхнего строения пути и обочин с учётом категории линии, вида грунта насыпи, числа путей и радиуса кривой. На однопутных участках
; (1.1)
где - нормативная ширина основной площадки на прямом участке, назначаемая по таблице 1.1 ;
- уширение основной площадки на кривых участках в наружную сторону для обеспечения необходимой ширины обочины при устройстве возвышения наружной рельсовой нити, назначаемое по таблице 1.2 /5/.
Где М – межпутное расстояние на прямом участке.
- уширение межпутного расстояния на кривых участках.
Так как в курсовой работе задан грунт тела насыпи 6в, из приложения А /5/, получаем песок средней крупности. Учитывая то, что задана I категория железнодорожной линии 7,6.По заданию, радиус кривой в расчётном сечении равен 2000 м. поэтому 0,3 м.,М = 4,1 м., = 0,04 м.
7,6+0,3 +4,1+0,04=12,04 м.
Для отвода атмосферной воды от верха земляного полотна, сооружаемого из глинистых грунтов и недренирующих песков, основная площадка имеет горизонтальную форму.
Рисунок 1.1 Форма основной площадки.
Рисунок 1.2 - Схема укрепления откоса бермы бетонными свободно лежащими плитами на геотекстиле.
1.2.3 Размеры берм.
Бермы пойменных насыпей предназначены для обеспечения их общей устойчивости и защиты откосов от размыва. Отметка бровки бермы, которая является одновременно отметкой верха ее укрепления каменной наброской, определяется по формуле:
ГБ = ГВВ + hн + hп + Δz+a, (1.3)
где ГВВ – отметка горизонта высоких вод, м;
hн – высота наката на откос фронтально подходящих волн, м, при плитном покрытии:
hн = ; (1.4)
hп и Δz – соответственно высота подпора воды у моста и высоты ветрового нагона волны на откос, м;
а – величина запаса, принимаемая для насыпей у средних и больших мостов равной 0,5 м;
λ и h – соответственно длина и высота волны, м.
Подставляем известные значения в формулу (1.3) и (1.4)
Ширина берм поверху определяется вариационным методом расчета устойчивости низового и верхового откосов насыпи и обычно находится в интервале от 3–10м. Первоначально принимаем равной 5м, а затем уточняем в зависимости от результата расчёта. Её поверхности придаётся поперечный уклон 40‰ в сторону бровки бермы.
1.3 Расчет требуемой плотности грунта насыпи.
1.3.1 Методика расчета плотности и напряжений грунта насыпи.
Цель расчёта – определить дифференцированные по высоте насыпи значения требуемой плотности грунта для их достижения в процессе послойной отсыпки и уплотнения грунта.
Характеристикой плотности грунта является его плотность в сухом состоянии, т.е. масса частиц в единице объёма грунта, т/м³.
ρd=, (1.5)
где - плотность частиц грунта /приложение 1, 2/, т/м³;
- расчетное значение коэффициента пористости грунта, при котором обеспечивается его работа в упругой стадии под воздействием нагрузок от подвижного состава, веса верхнего строения пути и собственного веса грунта.
, (1.6) = и - определяются из компрессионной кривой (рисунок 1.3), которая строится по данным приложения Б; и - коэффициенты пористости грунта, определяемые, соответственно, по ветвям нагрузки и разгрузки при напряжении ; и - коэффициенты пористости грунта при напряжении ;
и - напряжения от веса верхнего строения пути, подвижного состава и собственного веса грунта;
К – коэффициент, учитывающий многократность, продолжительность и способ приложения нагрузки, равный 1,1 – 1,6 в зависимости от положения расчётного слоя грунта.
Таким образом, расчёт требуемой плотности грунта сводится к определению напряжений в наиболее напряжённом сечении насыпи. Каким является ось пути. Величины и вычисляются в соответствии с линейной теорией упругости /4/.
Таблица 1.2 Данные для построения компрессионной кривой.
σ, кПа |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
e |
0.630 0.540 |
0.578 0.520 |
0.550 0.506 |
0.528 0.496 |
0.510 0.490 |
0.494 0.485 |
0.482 0.482 |
Напряжение от собственного веса грунта определяется по формуле
, (1.7)
где - средний удельный вес грунта i-го слоя насыпи, кН/м,
, (1.8)
и - удельный вес грунта соответственно в (i-1) и i-й точках, кН/м;
hi – толщина i-го слоя насыпи, м.
Удельный вес грунта вычисляется по формуле:
, (1.9)
где W–влажность грунта, доли ед.; g -ускорение свободного падения, g=9,81 м/с.
1.3.2 Расчетная схема и действующие нагрузки.
На расчётной схеме (рисунок 1.4) изображена основная часть насыпи, высота которой определяется как разность отметок проектной бровки Гпр и земли Гз. При дренирующих грунтах, а так же при устройстве защитного дренирующего слоя под балластом проектная бровка превышает профильную на высоту сливной призмы и толщину песчаной подушки, т.е. на 0,4м при двух путях. Поперечный уклон основания не учитывается, так как грунты при возведении насыпи уплотняются горизонтальными слоями.
H = Гпр - Гз;
Гпр = Гбр + 0,4;
Гпр = 135,1 + 0,4=135,5 м;
H = 135,5 – 119,2=16,3 м;
На основной площадке показывают действующие давления в виде полосовых прямоугольных нагрузок от подвижного состава и верхнего строения пути.
Интенсивность вибродинамической нагрузки от подвижного состава определяется по формуле
, (1.10)
где P – осевая нагрузка расчётной подвижной единицы, кН;
n – число осей в тележке;
- длина жёсткой базы тележки, м;
- длина шпалы,м (для I категории линии шпалы железобетонные,=2,7 м).
Значение P, n и принимаем из приложения В.
Для пассажирского вагона значения P =235 кН, n=2, =3,0 м.
кПа
При Р0 < 80кПа необходимо принять для дальнейших расчетов P0=80 кПа, как предельно допустимую нагрузку на перспективу.
Давление pвс от веса верхнего строения пути и ширину bвс этой полосовой нагрузки можно назначать по таблице 1.5 с учетом типа рельсов и рода шпал.
Для двухпутной I категорийной линии принимаем рельсы – Р75, шпалы железобетонные, Рвс=17,8кПа, bвс=9,3м.
1.3.3 Расчет необходимой плотности грунта насыпи
При определении напряжений от полосовых нагрузок значение P принимается равным P0, если рассчитывается σ0, и равным Pвс, если рассчитывается σвс. Ширина поездной нагрузки соответственно принимается равной длине шпалы b0 или средней ширине балластной призмы bвс.
В точке 0 (на основной площадке земляного полотна) σγ-0=0 кПа
σа-0=σвс-0+σγ-0, (1.11)
σ0-0=σа-0+σp-0, (1.12)
σа-0=Pвс=17,8 кПа
σ0-0=17,8+80,0=97,8кПа
По значениям напряжений σ0-0 и σа-0 снимаем с компрессионной кривой значения:
eан-0=0,620 eон-0=0,578
eар-0=0,535 eор-0=0,520
Δeа-о=0,085 Δe0-0=0,058
e0-0=0,620-1,6*(0,085-0,058)=0,576
т/м3
γ0=1,675*(1+0,14)*9,81=18,73 кН/м3
Рисунок 1.4 - Расчетная схема к определению требуемой плотности грунта насыпи.
В точке 1 (на основании насыпи) ориентировочно принимаем γ/1=γ0+Δγ, где Δγ=0,05Н
γ/1=18,73+0,05*11,9=19,32 кН/м3
кПа
σвс-1=0,2·Рвс=0,2·17,8=3,56 кПа;
σр-1=0,2·Ро=0,2·80=16 кПа;
σа-1= σвс-1+ σγ-1=3,56+338,64=342,20кПа;
σо-1= σа-1+ σр-1=342,20+16=358,20 кПа;
По полученным значениям σа-1 и σо-1 с рисунка 1.3 находим следующие значения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.