Проектирование автодорожного тоннеля, сооружаемого горным способом под дорогу первой категории с двумя полосами движения, страница 3

Через каждые 300 метров длины тоннеля в шахматном порядке необходимо устраивать камеры. Они необходимы для хранения рабочего инвентаря, инструментов, а также для укрытия людей. Размеры  камер определены по указаниям [1]. Их конструкция показана на рис. 2.2.  

Для улучшения видимости мест расположения камер,  они должны быть обрамлены краской темного цвета.

Рис. 2.2. Конструкция камеры

Размеры и положение штольни безопасности также определены нормами [1]. Схема ее привязки и размеры поперечного сечения даны на 1-ом листе чертежей. Эвакуационные выходы в штольню предусмотрены через каждые 600 м длины тоннеля, высота их должна быть не менее 2,2 м, ширина – 1,8 м [1].

Переход от тоннеля в предпортальной выемке осуществляется при помощи портала для обеспечения устойчивости лобового и боковых откосов выемки, отвода воды с лобового откоса и архитектурного оформления входа в тоннель. Портал выполнен врезным с торцовой подпорной стеной.

Кроме торцовой стены, в состав портала входят водоотводная канава и первое кольцо обделки, в наибольшей степени подвергающееся выветриванию.

Для устройства портала выполняют срезку и укрепление лобового откоса. Торцовая стена связывается с первым кольцом обделки с помощью арматуры и опирается на боковые откосы, в которые заделывается на необходимую глубину (см. лист 2 чертежей).

Откосы и дно канав защищают от размыва и просачивания воды  бетонным покрытием.

2.5.  Конструкция дренажной камеры.

Выбор типа дренажного устройства обусловлен данными об обводненности выработки. В горном массиве на пересечении с трассой тоннеля имеются два участка сосредоточенного выхода воды длиной 10-15м. При таких условиях рекомендации [5] предоставляют сделать выбор между дренажной прорезью и дренажной камерой. Климатические условия не допускают применение дренажной прорези даже в утепленном варианте, поэтому выбор был сделан в пользу дренажной камеры.

Конструкция камеры показана на 1-ом листе чертежей. Глубина камеры обусловлена величиной глубины промерзания грунта, которая в данной климатической зоне составляет 2,4 м. Также для обеспечения защиты от образования наледей, камера выполнена со слоем теплоизоляции из легкого бетона на пористых заполнителях, с обязательным включением воздухововлекающих и газообразующих добавок (типа СНВ, СДБ, ГКЖ и др.), способствующих повышению его морозостойкости и водонепроницаемости.

3.  Статический расчет тоннельной обделки

Статический расчет выполнен для обделки типа 1 на ПЭВМ методом конечных элементов по программе TUN, разработанной в МИИТе.

Расчетная схема тоннельной обделки дана на рис.3.1. Геометрические характеристики приведены в табл. 3.1.

3.1.  Нагрузки

В курсовом проекте расчет выполнен на основное сочетание, состоящее из постоянных  нагрузок. Коэффициент надежности для тоннельных обделок принят , как для сооружений первого повышенного уровня ответственности. В сочетание включены нагрузки от горного давления и собственного веса обделки.

Нагрузка от горного давления определена по теории сводообразования:

 ,                          (3.1)

где h – высота свода обрушения, - удельный вес грунта; коэффициент для скальных грунтов.

Высота свода обрушения обратно пропорциональна коэффициенту крепости грунта:

      ,                    (3.2)

где         f=4,0 - коэффициент крепости грунта;

Рис. 3.1. Расчетная схема обделки

 L – пролет свода обрушения, зависящий от геометрических размеров выработки и определяемый по формуле:

,                                                                       (3.3)

где B=12,5 м – пролет выработки; h1=8,85 м – высота выработки; - кажущийся угол трения грунта.

Таким образом:      

       

     

Нагрузка от собственного веса конструкции принята равномернр распределенной по пролету выработки и определена по формуле:

,                                                                                                             (3.4)

где V=16,81 м3-объем свода тоннельной обделки; - удельный вес бетона.

Следовательно:

Указанные нагрузи вводятся в расчет с коэффициентами надежности соответственно:  и . Отсюда расчетные значения:

Коэффициенты упругого отпора у стен и по подошве:

 ,          ,                                                                                                  (3.5)

где Ko=2,3E+6 кН/м3- начальный коэффициент упругого отпора грунта.

Соответственно:

             

                                                                            Таблица 3.1. Исходные данные к расчету обделки

№ точки

Координаты

R, м

Толщина, м

K, кН/м3

N

X

Y

Нач.

Кон.

1

4,60

0,90

0,00

0,90

0,90

1,10E+6

1

2

5,00

0,90

0,10

0,90

1,00

1,10E+6

3

3

5,10

1,00

6,70

1,00

0,90

3,68E+5

5

4

4,80

4,85

7,55

0,90

0,80

3,68E+5

2

5

4,30

5,92

5,00

0,80

0,60

3,68E+5

8

6

0,00

8,85

0,60

В результате расчета получены  эпюры изгибающих моментов М и продольных сил N, приведенные на втором листе чертежей. Значения внутренних усилий сведены в табл. 3.2.

3.2.  Проверка прочности  сечений обделки