1.Классификация тоннелей по назначению, расположению и способам сооружения.
а) По назначению:
- т. на путях сообщения (ж.д., а.д., метрополитены, пешех.);
- гидротехнические (водоснабжение , водвод. и отвод воды от ГЭС, ирригационные);
- коммунальные (для сетей в/пров., канализ., газа, связи, Эл. кабелей);
- горнопромышленные (т. предпр. по добыче полезных ископаемых);
- спец. назначения (оборон. объекты, заводы , гаражи и др.)
б) по способам сооружения:
- сооружение открытым способом (в котлованах с последующей засыпкой);
сооружение закрытым способом (без вскрытия земной поверхности).
Разновидности закрытого способа:
- горный, при котором проходку ведут с установкой временной крепи, а в последующем и с возведением обделки;
- щитовой, при котором проходку ведут с помощью спец. агрегата – прох. щита, который играет роль подвижной вр. крепи, под защитой которого возводится обделка из сб. ж/б или мет. элементов.
- спецспособы.
в) По распол. на местности:
горные (жд, ад);
равнинные (метрополитен);
подводные
2.Требования к плану трассы ж.д. тоннеля.
За трассу принимают продольную ось ж/д или а/д, положение которой определяется планом и профилем. Трассу наносят на план в масштабе 1:1000 – 1:10000.
План: стремиться располагать т. на прямой, а если не получается, применять кривые возможно большого радиуса , который должен быть не меньше 350 м в железнодорожных тоннелях. Радиусы кривых устан.: в ж/д тоннелях в зависимости от категории ж.д. линии.
Минимальные радиусы кривых в тоннелях в плане, , м (МУ,ч1,стр.7)
Железнодорожные |
Автодорожные |
|||||
Категория ж.д. линии |
В трудн. усл. |
В особо тружн. условиях при тех.-эк. обосн. |
По согласов с МПС |
Категор. автодороги |
Расч. скор., км/ч |
Наим. р-сы, м |
Скоростные |
2500 |
1200 |
800 |
|||
Особогрузонапрж-е |
1500 |
1000 |
600 |
|||
I |
2000 |
1000 |
600 |
I |
150 |
1000 |
II |
1500 |
800 |
400 |
II |
120 |
600 |
III |
800 |
600 |
350 |
III |
100 |
400 |
IY |
600 |
350 |
- |
IY |
80 и менее |
250 |
3. Требования к плану трассы автодорожных тоннелей.
За трассу принимают продольную ось ж/д или а/д, положение которой определяется планом и профилем. Трассу наносят на план в масштабе 1:1000 – 1:10000.
План: стремиться располагать т. на прямой, а если не получается, применять кривые возможно большого радиуса , который должен быть не меньше
250 м в автодорожных тоннелях. Радиусы кривых устанавливают в а/д тоннелях в зависимости от ктег. а.д. и расч. скор. движения транспорта.
Минимальные радиусы кривых в тоннелях в плане, ,м (МУ,ч1,стр.7)
Железнодорожные |
Автодорожные |
|||||
Категория ж.д. линии |
В трудн. усл. |
В особо тружн. условиях при тех.-эк. обосн. |
По согласов с МПС |
Категор. автодороги |
Расч. скор., км/ч |
Наим. р-сы, м |
Скоростные |
2500 |
1200 |
800 |
|||
Особогрузонапрж-е |
1500 |
1000 |
600 |
|||
I |
2000 |
1000 |
600 |
I |
150 |
1000 |
II |
1500 |
800 |
400 |
II |
120 |
600 |
III |
800 |
600 |
350 |
III |
100 |
400 |
IY |
600 |
350 |
- |
IY |
80 и менее |
250 |
4. Требования к профилю трассы ж.д. тоннелей.
Одновременно с планом проектируют профиль – разрез вертикальной плоскостью по линии плана, горизонтальный масштаб – как у плана, вертикальный – в несколько раз меньше. На профиле изображ. рельеф поверхности, по которому проводят трассу под тем или иным углом наклона.
Продольный профиль: тоннели должны иметь прод. уклон , 0:
В ж.д. тоннелях , где - коэффициент смягчения уклона принимаемый: при
Стремиться к оптимальным значениям: 5…7‰.
Ж/д тоннели проектируют с продольным уклоном одного знака (только односкатными).
Смежные элементы продольного профиля сопрягают в верт. пл-ти кривыми, принимая по табл.:
Радиусы вертикальных кривых в тоннелях (МУ,ч1,стр.8)
Железнодорожные |
Автодорожные |
|||
Катег. Ж.д. линии |
Р-с,км |
Расч. скор., км/ч |
Р-сы,км |
|
Выпукл. |
Вогн. |
|||
Скоростные |
20 |
150 |
25 |
8 |
I и II |
15 |
120 |
15 |
5 |
Особогрузонапр. иIII |
10 |
100 |
10 |
3 |
IY |
5 |
80 |
5 |
2 |
60 |
2,5 |
1,5 |
||
40 |
1 |
1 |
5. Требования к профилю трассы автодорожных тоннелей.
Одновременно с планом проектируют профиль – разрез вертикальной плоскостью по линии плана, горизонтальный масштаб – как у плана, вертикальный – в несколько раз меньше. На профиле изображ. рельеф поверхности, по которому проводят трассу под тем или иным углом наклона.
Прод. профиль: тоннели должны иметь прод. уклон , 0:
В автодорожных 40‰; а в сложных тон. или инж.-г. условиях при 60‰.
Стремиться к оптимальным значениям: 5…7‰.
Ж/д тоннели проектируют с продольным уклоном одного знака (только односкатными).
Смежные элементы продольного профиля сопрягают в вертикальной плоскости кривыми, принимая по табл.:
Радиусы вертикальных кривых в тоннелях
Железнодорожные |
Автодорожные |
|||
Катег. Ж.д. линии |
Р-с,км |
Расч. скор., км/ч |
Р-сы,км |
|
Выпукл. |
Вогн. |
|||
Скоростные |
20 |
150 |
25 |
8 |
I и II |
15 |
120 |
15 |
5 |
Особогрузонапр. иIII |
10 |
100 |
10 |
3 |
IY |
5 |
80 |
5 |
2 |
60 |
2,5 |
1,5 |
||
40 |
1 |
1 |
12. Технические и экономические показатели трассы.
Варианты сравнивают по техническим, объемным и экономическим показателям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.