3 Технология на восстановление трущихся поверхностей
направляющих рёбер корпусов букс грузовых вагонов
3.1 Назначение
Настоящая технология разработана в развитие Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов и контейнеров РТМ 32 ЦВ-201-98 и решения проблемы большой браковки корпусов роликовых букс грузовых вагонов по износу направляющих рёбер. Технологическая инструкция по восстановлению наплавкой изношенных поверхностей корпусов букс грузовых вагонов вызывает изменения внутреннего посадочного диаметра корпуса буксы и не позволяет использовать этот метод при производстве обыкновенного освидетельствования и промежуточной ревизии букс.
Для восстановления рёбер корпусов букс грузовых вагонов предлагается две технологии:
- восстановление корпусов букс при производстве обыкновенного освидетельствования колёсных пар при деповском ремонте вагонов без демонтажа буксового узла;
- восстановление корпусов букс при производстве полной ревизии букс после демонтажа буксового узла.
Восстановление номинальных размеров рёбер корпусов букс грузовых вагонов производим способом приварки планки толщиной, соответствующей величине износа.
Планку привариваем к направляющим рёбрам методом дуговых точечных соединений (электрозаклёпками).
3.2 Материалы
Для изготовления планок, используемых для приварки к рёбрам корпусов букс, применять сталь низкоуглеродистую марок Ст3сп, Ст3сп20, по ГОСТ 380-71. Планки должны быть очищены от пыли, ржавчины, масла, грязи и других веществ.
При выполнении сварочных работ по приварке пластин к рёбрам букс, применять электроды типа Э-46 марки АНО-3, Э42А марки УОНИ 13/45, диаметром 3мм. Сварочные электроды должны храниться в помещении при температуре не ниже +15º С и относительной влажности воздуха не более 60%. Перед использованием сварочные электроды должны прокаливаться в печи при температуре, оговорённой заводом изготовителем на упаковке. Время прокалки 2 часа (для электродов Э46 АНО-3 -380º С).
3.3 Технология восстановления рёбер
Ремонту сваркой подлежат корпуса букс, изготовленные из сталей марок 15Л, 25Л ГОСТ 977-75.
Восстановлению методом приварки планок направляющих рёбер подлежат корпуса букс, удовлетворяющие по ремонтным параметрам требованиям Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов и контейнеров РТМ 32 ЦВ-201-98, Инструктивным указаниям по эксплуатации и ремонту букс с роликовыми подшипниками 3ЦВРК -2001. Согласно этим документам разрешается восстанавливать трущиеся поверхности направляющих рёбер, если расстояние между ними вдоль оси вагона не менее 318мм. Восстанавливать до альбомного размера 328±32 мм.
К работе по восстановлению направляющих рёбер корпусов букс допускаются электросварщики не ниже четвёртого разряда.
Корпуса букс подвергают визуальному осмотру. Корпуса трещинами и отколами не допускаются.
Колёсную пару необходимо установить на изолирующее основание (сухие доски). Зачистить изношенные поверхности корпусов букс шлифовальным кругом до металлического блеска. Проверить плотность прилегания планки к поверхности рёбер (непараллельность не допускается).
В эксплуатации находятся корпуса букс с рёбрами шириной 15 и 20 мм, то необходимо использовать пластины соответствующей ширины, толщиной от 3 до 6 мм. На планках должны быть отверстия для электрозаклёпок диаметром 7мм в количестве от 5 до 7 штук, края планок должны быть загнуты под углом 90º. На рисунке 3.1 изображена планка.
|
Рисунок 3.1 Планка для восстановления направляющих рёбер корпусов букс грузовых вагонов.
Зачистить до металлического блеска на корпусе буксы место присоединения струбцины обратного провода. Обратный провод крепить плотно на корпусе в непосредственной близости от места приварки планки. Приварку планки производить ручной дуговой сваркой постоянным током обратной полярности, методом электрозаклёпок от 5 до 7 штук с использованием электродов типа Э46, Э42А. Режимы сварки приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Режимы сварки
Тип электрода |
Диаметр электрода, мм |
Ток, А |
1 |
2 |
3 |
Э46 марки АНО-3 |
3 |
110-140 |
Э42А марки УОНИ 13/45 |
3 |
80-100 |
После выполнения сварочных работ необходимо удалить шлак при помощи молотка и металлической щетки. Выступающие края заклёпок зачистить с помощью шлифовальной машинки заподлицо с поверхностью планки.
3.4 Контроль качества
Контроль качества восстановленных направляющих рёбер корпусов букс производится:
- внешним осмотром, который осуществляется в три стадии: предварительный контроль, пооперационный контроль и окончательный контроль. Предварительный контроль заключается в проверке качества основного металла планки, сварочных электродов, состояния сварочной аппаратуры, оснастки и инструмента и квалификации сварщика. Входной контроль материалов на соответствие требованиям ГОСТ, ТУ производится при поступлении на предприятие. Пооперационный контроль заключается в контроле за соблюдением технологического процесса ( параметров режима сварки, образованием электрозаклёпки). Окончательный контроль заключается в оценке годности сварочного соединения. В готовом сварочном соединении зона электрозаклёпок осматривается через лупу 5×10, где выявляются возможные дефекты: трещины, подрезы, непровары, поры, свищи, прожоги, наплывы;
- шаблоном для контроля расстояния между направляющими рёбрами корпусов букс вдоль оси вагона 328± мм., после механической обработки шлифовальной машинкой. (Рисунок 3,2)
318
325
331
Рисунок 3.2 – Шаблон для контроля расстояния между направляющими рёбрами корпусов букс вдоль оси вагона.
После анализа дефектности сварочного соединения и контроля параметров даётся заключение о годности буксы к эксплуатации мастером или бригадиром колёсного участка.
Внешнему осмотру подвергаются 100% всех сварочных соединений.
На рисунке 3.3 представлен корпус буксы с размером для контроля направляющих рёбер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.