– основные потери в меди;
– основные потери в стали при холостом ходе;
– добавочные потери при нагрузке;
– потери на трение щеток о коллектор;
– потери в переходном слое под щетками;
– потери на трение в подшипниках.
Основные потери в меди:
Основные потери в стали при холостом ходе:
где – масса стали ярма якоря, кг;
– масса стали зубцов якоря, кг;
– удельные потери в стали названных элементов, Вт/кг.
где – количество вентиляционных каналов в сердечнике якоря;
– коэффициент заполнения пакета сталью;
– плотность стали;
– диаметр вентиляционного канала;
- внутренний диаметр якоря.
где – удельные потери в ярме якоря на гистерезис;
– удельные потери в ярме якоря на вихревые токи;
– частота перемагничивания:
– индукция в ярме якоря:
берем из табл. 6.
где – индукция в зубцовом слое:
Добавочные потери в меди якоря от главного пазового поля:
где – коэффициент добавочных потерь ([1], стр. 158, рис. 2.61).
Потери от трения щеток о коллектор:
где – общая площадь прилегания щеток к коллектору, см2;
– давление на щетку:
принимаем
– коэффициент трения щеток по коллектору,
– окружная скорость коллектора:
Потери на трение в подшипниках оценивают величиной 0,002 от подведенной мощности в номинальном режиме:
Потери в переходном слое под щетками:
где – падение напряжения в щеточном контакте при армированных щетках.
Сумма потерь:
Потребляемая мощность двигателя:
КПД двигателя:
Результаты расчетов сводим в таблицу 9.
Таблица 2.
Показатели |
Iя, А |
||||
400 |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
|
n, об/мин |
1048 |
813 |
715 |
663 |
633 |
ΔPмо, Вт |
7120 |
16020 |
28480 |
44500 |
64080 |
ΔPсо, Вт |
21547 |
24620 |
26244 |
27037 |
27287 |
ΔPдоб, Вт |
4505 |
5595 |
6680 |
7865 |
10170 |
ΔPподш, Вт |
1408 |
1408 |
1408 |
1408 |
1408 |
Вт |
800 |
1200 |
1600 |
2000 |
2400 |
ΔPтщ, Вт |
2687 |
2085 |
1831 |
1704 |
1627 |
ΣΔP, Вт |
38067 |
50928 |
66243 |
84514 |
106972 |
, Вт |
320000 |
480000 |
640000 |
800000 |
960000 |
η |
0,881 |
0,894 |
0,896 |
0,894 |
0,889 |
10.2. Строим характеристику η(Iя) – рис. 8.
10.3. Заводская характеристика КПД.
Таблица 2.
Iя, А |
300 |
600 |
820 |
880 |
1200 |
1400 |
ηδ, % |
93,4 |
95,4 |
94,8 |
94,5 |
93,4 |
92,5 |
По данным таблицы строим график зависимости ηδ(Iя).
10.4. Форма кривой η = f(Iя) определяется незначительными потерями в меди при малых токах. Небольшое КПД также определяется значительными потерями в стали. С увеличением тока, КПД увеличивается и имеет максимальное значение при равенстве постоянных и переменных потерь. Дальнейшее снижение КПД объясняется ростом потерь в меди пропорционально квадрату тока. При увеличении числа каналов КПД двигателя увеличивается.
Шаг 11. Расчет и построение характеристик вращающего момента на валу двигателя.
11.1. Расчетная таблица значений.
Результаты остальных расчетов сводим в таблицу 11.
Таблица 11.
Показатели |
Iя, А |
||||
400 |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
|
2,57 |
5,041 |
7,66 |
10,3 |
12,9 |
|
1081 |
1622 |
— |
— |
— |
|
6,95 |
13,6 |
— |
— |
— |
|
1048 |
813 |
715 |
663 |
633 |
|
0,881 |
0,894 |
0,896 |
0,894 |
0,889 |
11.2. Построение характеристик момента двигателя для режимов полного и ослабленного возбуждения.
11.3. Построение заводской характеристики.
Данные для расчета получим из электротяговой характеристики Fкд(Iд) ([2], стр. 135, рис. 4.9б).
Момент на валу двигателя:
Результаты остальных расчетов сводим в таблицу 12.
Таблица 12.
Показатели |
Iя, А |
|||
352 |
528 |
880 |
1100 |
|
4,4 |
2,7 |
2,5 |
2,7 |
|
0,956 |
0,973 |
0,975 |
0,973 |
|
14,2 |
28,0 |
60,0 |
79,0 |
|
2,22 |
4,29 |
9,18 |
12,1 |
По данным табл. 11 строим график зависимости Mз = f(Iя).
11.4. Расчетные и заводские характеристики двигателя имеют расхождения:
· округления при расчетах;
· определение предыдущих значений по графикам.
Шаг 12. Определение технико-экономических показателей ТЭД.
12.1. Реактивная ЭДС.
(шаг 6.5).
12.2. Частота вращения при максимально допустимом значении ЭДС.
12.3. Поток ослабленного возбуждения.
12.4. Ток ослабленного возбуждения.
По кривой намагничивания определяем:
12.5. Коэффициент ослабления возбуждения:
Согласно коммутационной напряженности коллектора:
Принимаем
12.6. Коэффициент насыщения для часового режима.
12.7. Коэффициент регулируемости.
12.8. Заданный коэффициент ослабления возбуждения превышает минимально допустимый , при котором величина реактивной ЭДС достигает критического величины Следовательно, заданный коэффициент возбуждения допустим для рассчитываемого двигателя, но близок к критическому.
12.9. Коэффициент использования мощности при заданном коэффициенте ослабления возбуждения.
где и - коэффициенты насыщения при работе с минимальной степенью возбуждения.
12.10. Полученное значение коэффициента использования мощности позволяет предположить, что мощность заданного двигателя используется достаточно эффективно.
Список использованной литературы.
1. Проектирование тяговых электрических машин. Под ред. М. Д. Находкина. – М.: Транспорт, 1976.
2. Осипов С. И., Осипов С. С. Основы тяги поездов. – М.: УМК МПС России, 2000.
3. Электровоз ВЛ80с. Руководство по эксплуатации. – М.: Транспорт, 1990.
4. 15/11/3. Электрооборудование подвижного состава. Задание на курсовой проект с методическими указаниями. – М.: РГОТУПС, 2000.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.