5.1Силы действующие на колёсную пару в процессе эксплуатации и вызываемые этими силами неисправности и повреждения
Колёсные пары в процессе работы под вагонами изнашиваются и повреждаются. При появлении недопустимых износов или повреждений, угрожающих безопасности движения, колесные пары изымают из эксплуатации для ремонта или исключают из инвентаря.
К числу таких износов и повреждений относятся:
- прокат по кругу катания более допускаемых размеров;
- износ гребня колеса до минимальной толщины;
- вертикальный подрез и остроконечный накат;
- толщина и ширина обода колеса менее допустимых размеров,
а также местное его уширение;
- дефекты на поверхности катания в виде ползунов (выбоин), выщербин,
кольцевых выработок больше допускаемых;
5.1.1 Классификация дефектов колесных пар
При взаимодействии пути и подвижного состава возникают контактные напряжения в точках соприкосновения колёс с рельсами. В результате этих напряжений при движении колёс по рельсам происходит естественный износ трущихся поверхностей, а также их упругие пластические деформации и усталостные разрушения.
В процессе торможения, который сопровождается нагревом поверхности катания колеса и резким увеличением её пластических деформаций, также могут возникать износы и повреждения колёс.
Ось колёсной пары работает под воздействием больших статических и динамических нагрузок и подвергается знакопеременным напряжениям изгиба. Кроме того, она испытывает дополнительные напряжения сжатия в местах прессовых соединений с колесами и воспринимает удары от рельсов при наличии дефектов на поверхности катания. На работоспособность оси влияют различные технологические нарушения при ее изготовлении и обработке. Сочетание ряда этих факторов в определенные моменты способствует возникновению в оси местных перенапряжений, которые совместно с усталостными явлениями приводят к образованию трещин.
5.1.2 Дефекты профиля колеса
Естественный износ происходит вследствие отрыва мелких частиц металла под влиянием контактных касательных сил, возникающих при трении качения. В результате нормального износа появляются прокат выше допустимого, уменьшение толщины обода и седлообразный прокат. При наличии несимметричности расположения колёс на оси, разницы диаметров колёс одной колёсной пары, перекосов рамы тележки или неточности сборки буксового узла, а также при воздействии центробежной силы во время проследования по кривым участкам пути у колесной пары возникает односторонний износ, то есть одно колесо изнашивается больше другого. При этом появляются вертикальный подрез гребня, острый гребень, ступенчатый прокат.
Усталостные разрушения являются следствием долговременного нагружения поверхности катания касательными силами. В результате металл отрывается не мелкими частицами, как при естественном износе, а отслаивается или выкрашивается более крупными кусками. К усталостным разрушениям относятся шелушение поверхности катания, отслоение металла, коррозионное точечное выкрашивание, глубокие выщербины, а также отколы, изломы и местное уширение обода, сопровождающееся внутренней трещиной. Усталостные выщербины называются выщербинами II типа и являются следствием развития поверхностных трещин в глубь обода с последующим отрывом кусочков металла. Глубина выщербин достигает 15—20 мм. Разрушения металла под многократным воздействием нормальных сил (разрушения смятием) появляются на колесах в виде кольцевого уширения обода (накат), отрывов наката у кромки обода, местных вмятин, остроконечного наката гребня и неравномерного проката по кругу катания. Накат обода и остроконечный накат гребня возникают в результате пластических деформаций, когда металл больше «течёт», чем изнашивается. При остроконечном накате гребень становится тонким и острым, но формируется не отрывом частиц металла, а смятием. Неравномерность проката может образоваться, если поверхность колеса по кругу катания обладает неодинаковым сопротивлением пластическим деформациям на разных участках или неравномерно разупрочняется от нагрева при торможении. Разрушения на поверхности катания колес от действия касательных сил при торможении могут быть в виде ползунов, лысок, местных очагов закалки в виде отбеленных пятен овальной формы, мелких выщербин, пластических деформаций в виде наволакивания (смещение металла), а также наваров и кольцевых выработок от воздействия композиционных колодок.
Выщербины, являющиеся следствием структурных изменений металла на поверхности катания, называются выщербинами I типа. Возникают они в результате образования микротрещин, характерных для отбеленного слоя; глубина их не превышает 1,5—3 мм. Ползуны появляются из-за скольжения колеса по рельсу при заклинивании колесных пар в процессе действия тормозных устройств.
Ползуны крайне опасны, так как вызывают сильные удары колес о рельсы при движении вагонов. Скрытые дефекты в металле обнаруживаются при обточке. К ним относятся различные неметаллические включения, внутренние раковины, трещины от загрязнения металла, различные плены.
5.1.3 Дефекты оси
Дефекты оси могут появиться вследствие нарушений технологии изготовления и ремонта, неправильной сборки буксовых узлов или других устройств тележки, а также из-за усталостных разрушений металла.
К усталостным разрушениям относятся прежде всего поперечные трещины. Они являются наиболее опасными, так как несвоевременное выявление их приводит к изломам осей. Если угол наклона трещины по отношению к продольной линии оси превышает 30°, она считается поперечной.
Наклонные трещины также могут возникать в результате усталостных явлений. Однако чаще причиной появления наклонных и продольных трещин являются пороки металлургического происхождения.
Из-за неправильной сборки буксового узла, отсутствия или недостатка смазки, попадания в буксу посторонних предметов при движении вагона происходят повреждения подшипников. Тогда нарушаются нормальные условия трения скольжения или качения, шейка оси входит в непосредственный контакт с трущимися стальными деталями, быстро нагревается, на ее поверхности возникают глубокие круговые, рваные риски - задиры. При несвоевременной остановке поезда процесс разрушения шейки заканчивается её изломом или отвалом вместе с буксой.
При неправильно собранной рычажной передаче тормоза вертикальные рычаги и горизонтальные тяги во время торможения трутся об ось - так возникают кольцевые протёртости на средней части оси. Пластические деформации оси могут появиться под воздействием больших внешних сил при крушениях, сходе вагона с рельсов или его перегрузке. В результате ось изгибается по шейкам или в средней части. Кроме того, при небрежной транспортировке и неправильном складировании колесных пар на осях появляются забоины.
Дефектом оси является также след от ожога ее электродом или оголенным электросварочным проводом. В месте контакта вследствие короткого замыкания возникает высокая температура и происходят структурные изменения металла, которые могут стать причиной образования трещин.
К дефектам колесной пары относятся ослабление и сдвиг ступицы колеса на оси, которые могут произойти из-за слабого натяга при запрессовке, грубой обработки сопрягаемых элементов, воздействия внешних сил при крушениях.
На базе колёсно-роликового участка грузового вагонного депо Горький -Сортировочный сделаем выборку основных дефектов у поступивших в ремонт колёсных пар за 2006 год и сведём данные в таблицу.
Поступило в ремонт колёсных пар по неисправностям |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
% |
Выщербины |
322 |
372 |
476 |
434 |
381 |
415 |
387 |
379 |
480 |
501 |
490 |
506 |
5143 |
67 |
Ползуны |
36 |
62 |
69 |
65 |
48 |
71 |
11 |
35 |
9 |
31 |
11 |
8 |
456 |
6 |
Навары |
2 |
11 |
20 |
27 |
23 |
39 |
1 |
3 |
- |
- |
1 |
2 |
129 |
2 |
Тонкий гребень: Без наплавки |
9 |
6 |
29 |
46 |
17 |
92 |
10 |
67 |
12 |
29 |
31 |
68 |
416 |
6 |
С наплавкой |
128 |
122 |
149 |
129 |
117 |
81 |
105 |
86 |
136 |
103 |
113 |
149 |
1418 |
19 |
Итого |
7562 |
Таблица 6.1 - Основные неисправности колёсных пар поступивших в ремонт
в колёсно-роликовом участке за 2006 год
Проанализировав данные из таблицы 5.1 - Основные неисправности колёсных пар поступивших в ремонт в колёсно-роликовом участке за 2006 год, мы видим что преобладающая неисправность колёсных пар поступивших в ремонт в колёсно-роликовый участок - это выщербины.
Рисунок 5.1 - Неисправности колесных пар
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.