Данная схема позволяет наглядно увидеть количество отделов, которые имеются в райпо, а также выявить их функции. Так функции коммерческого характера выполняет торговый отдел.
Коммерческая служба предприятия изучает спрос на товары в районе, составляет расчеты потребности в товарах, осуществляет поиск и выбор поставщиков товаров, участвует в разработке договоров поставки, заключает договора, проверяет соблюдение правил торговли, формирует ассортимент товаров в магазине и другие.
Немаловажную роль для предприятия играет кадровый потенциал, который является одним из факторов коммерческого успеха. Такие показатели как количественный и качественный состав кадров, высокая профессиональная подготовка коммерческих работников, опыт и квалификация коммерсантов – менеджеров, совпадение личных и групповых интересов, благоприятная обстановка в коллективе могут существенно повлиять на конечный результат торгового предприятия. Они требуют изучения и глубокого анализа для обеспечения высокого уровня коммерческой работы и возможности увеличения доходов.
Структурная схема Чериковского райпо представлена в приложении 1.
Райпо осуществляет свою деятельность по модели: потребительское общество, не имеющее филиалов, но имеющее унитарные предприятия.
В структуру райпо входят; розничное торговое объединение, отрасль общественного питания и заготовок, которые не является самостоятельными, а отражаются в балансе райпо; комбинат кооперативной промышленности, являющийся унитарным предприятием; рынок райпо, расположенный в городе Черикове.
Данные о розничном товарообороте Чериковского райпо, а также удельный вес этого показателя в общем товарообороте всех торгующих систем района позволят проанализировать долю рынка, занимаемую райпо в районе деятельности (таблица 2.).
Таблица 2.
Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией
в общем товарообороте Чериковского района за 2001-2002 годы
Показатели |
Единицы измер. |
2001 год |
2002 год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
1.Общий товарооборот всех торгующих систем района |
тыс. руб. |
6725494 |
8376920 |
+1651426 |
124,55 |
2.Розничный товарооборот райпо |
тыс. руб. |
2804531 |
3359145 |
+554614 |
119,8 |
3.Удельный вес товарооборота райпо в общем товарообороте района |
% |
41,7 |
40,1 |
-1,6 |
96,2 |
Анализируя данные таблицы 2.3, можно отметить, что за анализируемый период увеличивается как розничный товарооборот всех торгующих систем района, так и розничный товарооборот райпо. Темп роста товарооборота райпо в 2002г. по отношению к 2001г. составил 119,8 %. Однако розничный товарооборот всего района рос более быстрыми темпами, чем товарооборот райпо, что явилось причиной снижения удельного веса товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района на 1,6 п.п. Такая ситуация свидетельствует о снижении эффективности деятельности Чериковского райпо и о снижении его конкурентоспособности. Такая ситуация может быть вызвана тем, что предприятия других торгующих систем предлагают населению более широкий и конкурентоспособный ассортимент товаров по сравнению с предприятиями райпо.
2.Ассортимент бытовой (сортовой)посуды, поступающих Чериковскому райпо
Для изучения ассортимента бытовой сортовой посуды, поступающей в Чериковское райпо, рассмотрим структуру розничного товарооборота райпо, и в том числе по бытовой стеклянной посуде (таблица 3)
Таблица3.
Структура товарооборота Чериковского райпо за 2000-2002 годы.
По данным таблицы 3 видно, что розничный товарооборот в 2002 году по сравнению с 2000 годом возрос на 94,9%, а по сравнению с 2001 годом увеличился на 25,2%. Однако следует отметить, что рост товарооборота обусловлен инфляционными процессами.
За анализируемый период наблюдается снижение удельного веса товарооборота по непродовольственным товарам в общем товарообороте райпо (с 22,1% в 2000 году до 17,9% в 2002 году), что является отрицательным моментом в деятельности райпо. Ведь для наиболее полного удовлетворения спроса населения и увеличения среднего уровня валового дохода райпо должно увеличивать долю непродовольственных товаров в общем объеме продаж. В то же время отметим, что в 2002 году по сравнению с 2001 годом наметилась тенденция роста доли товарооборота по непродовольственным товарам на 1,3 п.п.
Отметим также, что за анализируемый период растет удельный вес товарооборота по стеклянной посуде в товарообороте по непродовольственным товарам на 0,38 п.п. с 0,43% в 2000 году до 0,81% в 2002 году. А доля этой товарной группы в общем розничном товарообороте составила 0,145% и возросла по сравнению с 2000 годом на 0,051 п.п. Это связано прежде всего с ростом поступления стеклянной посуды конкурентоспособного ассортимента.
По данным таблицы 4 видно, что Чериковское райпо по поставкам сортовой посуды сотрудничает с четырьмя поставщиками.
Таблица 4.
Наименование поставщиков |
2000 |
2001 г. |
2002 г. |
Отклонение (+;-) 2002 г. от 2001 г. |
||||
Объем поставки, ед. |
уд. вес. % |
Объем поставки, ед. |
уд. вес. % |
Объем поставки, ед. |
уд. вес. % |
по объему поставки, ед. |
по удел. весу, % |
|
1.«Кричевская межрайбаза» Могилевского ОПС |
351 |
44,3 |
373 |
43,0 |
389 |
39,6 |
+38 |
-4,7 |
2.«Могилевская межрайбаза» Могилевского ОПС |
170 |
21,4 |
176 |
20,3 |
153 |
15,6 |
-17 |
-5,8 |
3.«Бобруйская межрайбаза» Могилевского ОПС |
109 |
13,8 |
126 |
14,5 |
102 |
10,4 |
-7 |
-3,4 |
4. ЗАО «ТВК» г. Минск |
163 |
20,5 |
192 |
22,1 |
338 |
34,4 |
+175 |
+13,9 |
Итого |
793 |
100 |
867 |
100 |
982 |
100 |
+189 |
- |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.