Экономико-организационная характеристика Чериковского райпо и района его деятельности, страница 2

Данная схема позволяет наглядно увидеть количество отделов, которые имеются в райпо, а также выявить их функции. Так функции коммерческого характера выполняет торговый отдел.

Коммерческая служба предприятия изучает спрос на товары в районе, составляет расчеты потребности в товарах, осуществляет поиск и выбор поставщиков товаров, участвует в разработке договоров поставки, заключает договора, проверяет соблюдение правил торговли, формирует ассортимент товаров в магазине и другие.

Немаловажную роль для предприятия играет кадровый потенциал, который является одним из факторов коммерческого успеха. Такие показатели как количественный и качественный состав кадров, высокая профессиональная подготовка коммерческих работников, опыт и квалификация коммерсантов – менеджеров, совпадение личных и групповых интересов, благоприятная обстановка в коллективе могут существенно повлиять на конечный результат торгового предприятия. Они требуют изучения и глубокого анализа для обеспечения высокого уровня коммерческой работы и возможности увеличения доходов.

Структурная схема Чериковского райпо представлена в приложении 1.

Райпо осуществляет свою деятельность по модели: потребительское общество, не имеющее филиалов, но имеющее унитарные предприятия.

В структуру райпо входят; розничное торговое объединение, отрасль общественного питания и заготовок, которые не является самостоятельными, а отражаются в балансе райпо; комбинат кооперативной промышленности, являющийся унитарным предприятием; рынок райпо, расположенный в городе Черикове.

Данные о розничном товарообороте Чериковского райпо, а также удельный вес этого показателя в общем товарообороте всех торгующих систем района позволят проанализировать долю рынка, занимаемую райпо в районе деятельности (таблица 2.).

Таблица 2.

Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией

в общем товарообороте Чериковского района за 2001-2002 годы

Показатели

Единицы измер.

2001 год

2002 год

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

1.Общий товарооборот всех торгующих систем района

тыс.

руб.

6725494

8376920

+1651426

124,55

2.Розничный товарооборот райпо

тыс.

руб.

2804531

3359145

+554614

119,8

3.Удельный вес товарооборота райпо в общем товарообороте района

%

41,7

40,1

-1,6

96,2

   Анализируя данные таблицы 2.3, можно отметить, что за анализируемый период увеличивается как розничный товарооборот всех торгующих систем района, так и розничный товарооборот райпо. Темп роста товарооборота райпо в 2002г. по отношению к 2001г. составил 119,8 %. Однако розничный товарооборот всего района рос более быстрыми темпами, чем товарооборот райпо, что явилось причиной снижения  удельного веса товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района   на  1,6 п.п. Такая ситуация свидетельствует о снижении эффективности деятельности Чериковского райпо и о снижении его конкурентоспособности. Такая ситуация может быть вызвана тем, что предприятия других торгующих систем предлагают населению более широкий и конкурентоспособный ассортимент товаров по сравнению с предприятиями райпо.

2.Ассортимент бытовой (сортовой)посуды, поступающих Чериковскому райпо

Для изучения ассортимента бытовой сортовой посуды, поступающей в Чериковское райпо, рассмотрим структуру розничного товарооборота райпо, и в том числе по бытовой стеклянной посуде (таблица 3)

Таблица3.

Структура товарооборота Чериковского райпо за 2000-2002 годы.

По данным таблицы 3 видно, что розничный товарооборот в 2002 году по сравнению с 2000 годом возрос на 94,9%, а по сравнению с 2001 годом увеличился на 25,2%. Однако следует отметить, что рост товарооборота обусловлен инфляционными процессами.

За анализируемый период наблюдается снижение удельного веса товарооборота по непродовольственным товарам в общем товарообороте райпо (с 22,1% в 2000 году до 17,9% в 2002 году), что является отрицательным моментом в деятельности райпо. Ведь для наиболее полного удовлетворения спроса населения и увеличения среднего уровня валового дохода райпо должно увеличивать долю непродовольственных товаров в общем объеме продаж. В то же время отметим, что в 2002 году по сравнению с 2001 годом наметилась тенденция роста доли товарооборота по непродовольственным товарам на 1,3 п.п.

Отметим также, что за анализируемый период растет удельный вес товарооборота по стеклянной посуде в товарообороте по непродовольственным товарам на 0,38 п.п. с 0,43% в 2000 году до 0,81% в 2002 году. А доля этой товарной группы в общем розничном товарообороте составила 0,145% и возросла по сравнению с 2000 годом на 0,051 п.п. Это связано прежде всего с ростом поступления стеклянной посуды конкурентоспособного ассортимента.

По данным таблицы 4 видно, что Чериковское райпо по поставкам сортовой посуды сотрудничает с четырьмя поставщиками.

 Таблица  4.

Структура ассортимента сортовой посуды, поступающих в Чериковское райпо, по поставкам.

Наименование

поставщиков

2000

2001 г.

2002 г.

Отклонение (+;-)

2002 г. от 2001 г.

Объем поставки, ед.

уд. вес.

%

Объем поставки, ед.

уд. вес.

%

Объем поставки, ед.

уд. вес.

%

по объему поставки, ед.

 по удел. весу, %

1.«Кричевская межрайбаза» Могилевского ОПС

351

44,3

373

43,0

389

39,6

+38

-4,7

2.«Могилевская межрайбаза» Могилевского ОПС

170

21,4

176

20,3

153

15,6

-17

-5,8

3.«Бобруйская межрайбаза» Могилевского ОПС

109

13,8

126

14,5

102

10,4

-7

-3,4

4. ЗАО «ТВК» г. Минск

163

20,5

192

22,1

338

34,4

+175

+13,9

Итого

793

100

867

100

982

100

+189

-