Система регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока, страница 2

2.3 Тиристорный преобразователь

Широкое применение получили устройства с использованием тиристоров в качестве регуляторов. Если использовать для управления тиристором магнитный усилитель, то изменяя ток управления усилителя, можно изменять угол насыщения магнитопровода и момент появления напряжения на нагрузке, которое открывает тиристор. Таким образом, можно получать широтно-импульсное регулирование тока в нагрузке. Тиристор в схеме (рисунок 2) является управляемым выпрямителем. Управление тиристором производится напряжением, создаваемым на резисторе Rн током нагрузки магнитного усилителя (МУС). Магнитодвижущая сила обмотки смещения wсм выбирается такой, чтобы при токе управления МУС, равным нулю, ток нагрузки через резистор Rн был минимальным. Диод  Д2  служит для того, чтобы тиристор Т не открывался током холостого хода МУС (напряжение холостого хода на резисторе Rн меньше порогового напряжения диода Д2). При подаче тока управления в МУС напряжение, создаваемого на резисторе Rн, открывает тиристор, через двигатель протекает ток ia. Из-за наличия индуктивности цепи якоря тиристор закрывается не в нуле напряжения, а в момент t2, когда ток становится равным нулю. Регулируя ток управления МУС, можно менять угол открытия тиристора a и средний ток, протекающий через якорь.

 


Рисунок 2 - Тиристорная схема управления ДПТ

Выбираем усилитель с широкоимпульсным управлением, с предварительным коэффициентом усиления kу=1. Определим постоянную времени тиристорного преобразователя Тф :

                                                     (3)

где f=50 Гц – промышленная частота.

 Мощность двигателя велика, поэтому выбираем тиристорный усилитель со следующей передаточной функцией:

                                                     (4)

2.4 Двигатель

Выбирая двигатель  постоянного тока, будем исходить из следующих соображений. В техническом задании указана частота вращения. Поскольку она невелика, мы можем выбрать микродвигатель, предназначенный для преобразования электрического сигнала в угол поворота или частоту вращения вала. В настоящее время наибольшее распространение получили асинхронные двухфазные двигатели, двигатели постоянного тока с независимым возбуждением или с возбуждением от постоянных магнитов, шаговые двигатели.

Выбираем двигатель постоянного тока  2ПО132LУХЛ4 [3, 358]:

  - полезная мощность, Pp ном……………...……………………………0,37 кВт;

  - частота вращения вала………………………………………………100 об/мин;

  - напряжение питания, Uном……..…………...………………………..110 B;

  - ток питания, I ном………………………..……………………………4,2 A;

  - сопротивление обмотки якоря R a………….....…………………….1,46 Ом;

  - отношение массы двигателя к его полезной мощности,  g*.……..34 г/Вт;

  - КПД, h……..……………………………………………………..…..71 %;

  - номинальный момент Мном…………………...………………….….3,6 Н×м;

  - динамический момент нагрузки Jн………..………………………...22 кг×м2

  - момент инерции вращающихся масс двигателя, Jд………..………135×10-4кг×м;

           Допустим, что:

 - частота вращения нагрузки Wн………………………………………..2,1 рад/с;

 - ускорение нагрузки Eн…………………………………………………2,8 рад/с2;

 - номинальный момент нагрузки Мн………………………………..…….17 Н×м.

Требования, предъявляемые к двигателям, вытекают из специфических условий работы двигателей в устройствах автоматики. Основные из них: высокое быстродействие (малая инерционность); возможность регулирования частоты вращения двигателя в широком диапазоне, отсутствие самопроизвольного вращения (самохода) при отсутствии управляющего сигнала; высокая линейность регулировочных и механических характеристик; малый момент трения (малое напряжение трогания). Немаловажными для двигателей  являются и такие параметры, как пусковой момент, габариты, масса, мощность управления; КПД и cos j имеют второстепенное значение. Когда требуется строго постоянная частота вращения,  используют  синхронные  двигатели.

Рассчитаем передаточную функцию:

Определим необходимую мощность двигателя:

;                   (5)

Проверим подбор двигателя:

                                           (6)

                                                                     (7)

                                                          (8)

Поскольку , то двигатель проходит по скорости.

                                                                                                                       (10)

Поскольку , то двигатель проходит по моменту.

Проведем расчет статических характеристик. Находим коэффициент противо-ЭДС Се и коэффициент момента См:

                                      (11)

                                                                  (12)

Определяем коэффициент демфирования F:

                                           (13)

Определяем момент инерции:

                                      (14)

Определяем механическую постоянную времени двигателя:

                                                                                                      (15)

Определяем коэффициент усиления двигателя kд:

                                                                                (16)

Таким образом, передаточная функция двигателя постоянного тока будет  иметь  следующий  вид:

                                      (17)

2.5 Тахогенератор

Тахогенераторами называют электрические микромашины, предназначенные для преобразования угловой скорости контролируемого вала  в  электрический  сигнал.

Тахогенераторы постоянного тока имеют ряд преимуществ: выходной сигнал на постоянном токе позволяет создавать простую схему управления; при изменении направления вращения меняет полярность сигнала, что является дополнительной информацией для схемы управления; небольшие габариты  и масса,  проще схема  компенсации  температурной  погрешности.