Программа учебной дисциплины «Общий психологический практикум», страница 3

Раздел 4. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

          Этические принципы работы психолога. Квалификационные требования к пользователям тестов. Конфиденциальность. Сообщение результатов тестов.

Раздел 5. Демонстрация психологических методик. Освоение техники проведения, обработки и интерпретации данных психологического обследования.

Психодиагностика особенностей познавательных процессов.

Ощущение:

-  методы определения абсолютных и относительных порогов чувствительности,

-  определение границ поля зрения и функциональной асимметрии глаз,

-  исследование динамики абсолютных порогов световой чувствительности в условиях темновой адаптации,

-  определение точности глазомера,

-  аудиометрия,

-  исследование эмоциональной окраски ощущения (ассоциаций цвета и эмоции).

Восприятие:

-  исследование восприятия формы при пассивном и активном осязании,

-  исследование константности зрительного восприятия,

-  исследование иллюзий восприятия массы, объема и величины, геометрических иллюзий Мюллера-Лайера,

-  исследование индивидуальных особенностей восприятия: полезависимости-поленезависимости,  избирательности (тестами Торндайка и Мюнстерберга) и др.

 Представление и воображение:

-  исследование представлений методом  «разрушения образа»,

-  оценка яркости-четкости представлений по шкале Д.Маркса,

-  исследование пространственных представлений по методикам «Компасы» и умственного вращения Р.Шеппарда,

-  оценка воображения по методикам «Несуществующее животное», «Свободный рисунок», «Продолжение рассказа», «Составление предложений» и др.

Внимание:

-  исследование концентрации, переключения, распределения и устойчивости внимания по методикам «Корректурная проба», «Перепутанные линии», «Шифровка», «Кольца Лондольта», «Таблиц Шульте»,

-  исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы, таблицы Крепелина,

-  оценка свойств слухового внимания методом «Перепутанные инструкции» и «Аудирование речи».

 Память:

-  исследование непроизвольного запоминания слов по методике Невельского и геометрических фигур по методике Тулуза и Пьерона,

-  сравнительное исследование особенностей непосредственного и опосредованного запоминания, воспроизведения и узнавания (методы удержанных членов ряда и сравнительных рядов),

-  измерение объема оперативной памяти по методам Джекобса и др., Постмана, методом удержанных членов ряда,

-  исследование динамики процесса заучивания слов,

-  исследование факторов, влияющих на запечатление и сохранение материала в памяти: роли осмысленности материала для запоминания, зависимости запоминания от особенностей личности и эмоциональной окраски материала,

-  исследование точности запоминания текста и влияния внушающих вопросов на воспроизведение его содержания.

 Мышление:

-  исследование установления отношений на наглядном, словесном и цифровом материале,

-  исследование наглядно-образного мышления по методикам «Двойной стимуляции» Выготского-Сахарова и «Пиктограмма» Лурия,

-  исследование понятийно-логического мышления с помощью методик «выделение существенных признаков», «сравнение понятий», «исключение лишнего», «сложные аналогии», «понимание пословиц»,

-  определение преобладающего вида мышления (наглядно-образного или вербально-логического, конвергентного или дивергентного),

-  определение скорости, самостоятельности и гибкости мышления («Вербальные лабиринты» Кауэна, методика Гилфорда),

-   исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (метод Лачинса).