1. С юридической точки зрения обычай определяется, как «регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим» [1 с.32].
Обычай – один из видов церковного права, не являющийся писаным законом. По мере развития церковного законодательства значение обычая в иерархии церковно-правовых норм уменьшалось, происходило сужение сферы его применения. Условием законности обычая является его соблюдение в церковной области, имеющей законодательную автономию. Критерием законности обычая служат его разумность и известная давность. Безусловно, правомочным является обычай, не противоречащий закону. В противном случае он может быть признан, только если в силу каких-либо обстоятельств не применяется сам закон.
В качестве примера веками укоренившегося в Церкви неписаного обычая можно привести право ставропигии, когда после водружения креста при основании монастыря не местным епископом, а патриархом, монастырь получал права самостоятельного управления и не зависел от епархиального архиерея. Обычай этот, по словам Вальсамона, с незапамятных времён и по сей день имеет в Церкви силу правила» [1, с.221].
2. Описание иерархии церковно-правовых норм в зависимости от их материальных источников принадлежит авторитетному канонисту XIV в. Иеромонаху Матфею Властарю.
v Первоисточником, высшим критерием церковного законодательства служат нормы Божественного права. Божественное откровение включает в себя не только основные догматы веры и нравственные законы, но и «учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка» [1, с.28].
v Писаный закон. В состав канонического свода входят:
ü правила св. Апостолов;
ü каноны, принятые на шести Вселенских Соборах;
ü правила десяти поместных Соборов, авторитет которых был признан Вселенскими Соборами (2 прав. Трулльского Собора);
ü правила тринадцати отцов церкви, также признанные Вселенскими Соборами.
v Обычай, согласный с общеупотребительной практикой. Обычай, противоречащий тому или иному закону, может быть признан только в том случае, когда, в силу сложившихся обстоятельств, не применяется сам закон. Особым видом обычая можно считать судебный прецедент, когда, в случае пробела в законодательстве, суд руководствуется приговорами, вынесенными ранее по аналогичным делам.
v Аналогия с существующим законом.
v Вспомогательным источником церковного права является мнение авторитетных канонистов. Особым авторитетом в Православной Церкви пользуются византийские канонисты Алексий Аристин, Иоанн Зонара, патр. Феодор Вальсамон (XII в.) и иером. Матфей Властарь (XIV в.). Их трактаты, толкования на каноны, ответы на некоторые спорные вопросы вошли в церковно-законодательные сборники.
3. Православная церковь признает семь Вселенских соборов, которые собирались от 325 до 787 года по поводу появлявшихся в церкви ересей.
I Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария, пресвитера Александрийского императором Константином Великим в 325 г. в Никее. В нём участвовало 318 епископов среди которых были такие великие святые, как Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и др., несколько пресвитеров и диаконов, среди которых особенно выделялся богословскими знаниями и красноречием молодой диакон Александрийской Церкви Св. Афанасий Великий. На одном из заседаний собора 19 июня был изложен Символ Православной Веры. Арианская ересь была решительно осуждена.
Собор издал 20 правил, касающихся, в основном, различных вопросов церковной дисциплины. Очень скоро они были признаны всей Церковью и находятся во всех канонических сборниках как восточной, так и западной церкви. В Кормчей они составляют 5-ю главу. В некоторых изданиях соборных деяний можно найти много других правил, приписываемых Никейскоу Собору, переведенных с арабского, но все они апокрифичны.
4. V и VI Вселенские соборы (II и III Константинопольские) занимались исключительно догматическими вопросами и не издали никаких канонических правил. С целью дополнения их деяний в Константинополе в 691-692 годах в царских палатах (εν Τρоύλλω) императором Юстинианом II созван собор, получивший впоследствии название Трулльского или Пято-шестого Вселенского.
правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви.
В числе 227 отцов присутствовали патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, легаты Римского папы. Собором было издано 102 правила. Они приняты во все восточные канонические сборники. В Кормчей книге они составляют 18 главу.
На VII Вселенском Соборе правила Трулльского собора были упомянуты, как правила VΙ Вселенского, против чего Римские легаты не возражали. Позднее некоторыми папами правила этого собора упоминаются в их посланиях. С течением времени на западе стали иначе смотреть на эти правила и в настоящее время Западной церковью правила Трулльского собора не признаются. Истинная причина этого непризнания кроется в том, что ряд канонов этого собора направлен против современной практики Римской Церкви. Так, например, 13-м правилом отвергается обязательный для диаконов и пресвитеров целибат, узаконенный на Западе.
5. Во 2-м правиле Трулльского собора упомянуто двенадцать отцов Церкви, правила которых обязательны для всей её полноты.
Соборные правила представляли собой общие определения, которые пастыри той или другой поместной церкви должны были применять сообразно с обстоятельствами и под свою ответственность. Глубокое знание канонов некоторыми иерархами снискало им всеобщее уважение в церкви. Из их окружных посланий к пастве, канонических посланий или других сочинений и заимствованы примеры пастырского управления, которые были приняты для всей Церкви и вместе с правилами соборов вошли в состав общих церковных канонических сборников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.