Из всех святых отцов и учителей церкви наибольшее значение для церковного права имеет Василий Великий (†379). Его правила первыми были включены в канонические сборники. Образование он получил в Афинах. Путешествовал в Египет, Палестину и Месопотамию. По возвращении поселился в уединении в пустынном месте. В 370 г. поставлен на Кесарийскую кафедру.
В канонический свод Православной церкви вошло 92 правила св. Василия Великого.
v 1 – 16 правила заимствованы из 1-го послания, 17 – 85 – из 2-го, а 86 – из 3-го послания свт. Василия к Амфилохию еп. Иконийскому.
v 87 правило представляет собой послание к еп. Тарсскому Диодору.
v 88 – послание Григорию пресвитеру.
v 89 – Послание к хорепископам, а 90 – к подчинённым святителю епископам.
v 91 – 92 каноны взяты из сочинения свт.Василия «О Святом Духе», так же адресованного Амфилохию..
Правила св. Василия Великого встречаются во всех канонических сборниках. Различия могут быть лишь в их количестве, поскольку послания разделены на разное число правил. В Кормчей книге правила свт. Василия составляют 21 – 25-ю главы.
Содержание правил свт. Василия Великого охватывает разные стороны церковной жизни. Особенно много в них епитимийных правил, определяющих прещения за различные грехи – вероотступничество, убийство, блуд и др.
6. «Кормчая книга» св. Саввы Сербского имеет огромное значение для права славянских Церквей. Работа над её переводом на славянский язык и составлением началась, вероятно, русскими монахами на Афоне в X в и затем была продолжена св. Саввой Сербским в монастыре Филокали близ Солуни уже в ΧΙΙΙ в. В её основу положен «Синопсис» – сборник церковных правил VI в. хронологического типа с толкованиями Аристина.
На Русь список «Кормчей книги» по просьбе митр. Киевского Кирилла был прислан сербским князем Иаковом Святославом в 1262 г. Была одобрена на Соборе во Владимире-на-Клязьме в 1272 г. Многократно переписываемые списки «Кормчей» образовали две фамилии:
v Рязанская ведёт свое начало от присланного в 1284 г. в Рязань и положенного там в соборе на хранение списка с болгарской рукописи;
v Софийская ведёт своё начало от хранящегося в Новгородском Софийском соборе списка, значительно отличающегося от сербского оригинала и имеющего в своей основе первый славянский перевод «Номоканона в XIV титулах» IX – X вв.
Основные их различия следующие:
1. В списках рязанской фамилии правила приводятся в сокращении, тогда как в софийских списках помещен их полный текст.
2. В сборниках рязанской фамилии нет статей русского происхождения.
В основу первой печатной «Кормчей книги» (1650 г.) была положена рязанская редакция. Патриарх Никон подверг исправлению 50 страниц этого труда и в 1653 г. переизданная «Кормчая» была разослана по всем епархиям и монастырям.
7. Собор, получивший в истории России название «Стоглав» (видимо, по количеству глав в изданном им Уложении), состоялся в 1551 г. при царе Иване IV и митрополите Московском Макарии.
В Соборном Уложении, составленном на основе «Кормчей Книги», Устава св. Владимира, постановлений Собора 1503 г., посланий митрополитов, были собраны и систематизированы все основные нормы Церковного права Русской Церкви.
Как замечает А.В. Карташов, Собор достиг своей универсальной цели, подвергнув пересмотру все стороны церковной жизни Руси и сделав попытку очистить её по возможности от всех недостатков. «Он составил ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашествующих и мирян» [2, с.291].
Многие постановления Стоглава, касающиеся богослужебных традиций – двуперстие, сугубая «Аллилуйя» – были впоследствии отменены Большим Московским Собором 1667 г.
«В соборных постановлениях осуждались распространённые в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство» [1, с. 107].
8. С 1744 г. все коллегиальные учреждения по управлению епархиями стали называться Духовными консисториями. Устав Духовных консисторий – законодательный документ, регламентирующий епархиальное управление. Впервые был издан и утверждён Святейшим Синодом 27 марта 1841 г. и затем пересмотрен в 1883 г. В его основу лёг «Духовный регламент» и отдельные, ранее изданные указы.
364 статьи Устава объединены в четыре основных раздела:
v О значении духовных консисторий, о правовых основаниях епархиального управления и суда.
v Об обязанностях консисторий по вопросам сохранения и распространения православной веры, сооружения и благоустройства храмов, совершения в них богослужения. О хозяйственной деятельности Церкви.
v Вопросы, касающиеся епархиального суда.
v Регламентация штатов самих консисторий и их делопроизводство.
Литература.
1. Цыпин В. Прот. Церковное право. Курс лекций. Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М. 1994.
2. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Часть 1. «Терра», М., 1992
3. Каноны Православной Церкви. Ред. еп. Александр (Милаш). Свято-Троицкая Православная Миссия, USA, 2001.
Вопросы:
1. Определение обычая.
2. Иерархия церковно-правовых норм.
3. Правила 1 Никейского Собора. (+-)
4. Правила Трулльского Собора. (+-)
5. Правила свт. Василия Великого. (+-)
6. Составление «Кормчей Книги».
7. Стоглав. Основные канонические постановления.
8. Устав Духовных консисторий.
О правилах: Краткая характеристика (10 – 12 предложений)
Оценка – 4.
Замечания
К вопр. № 4, 5.. Тематика правил? Слишком кратко о самих правилах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.