1. Существует три чина воссоединения с Православной Церковью.
· Через Таинство Крещения в Церковь принимаются:
o Язычники, магометане, евреи;
o Крайние еретики – павликиане, евномиане, савелиане, монтанисты, а так же сектанты крайнего толка – молокане, духоборы, иеговисты .
Путь присоединения к Церкви открыт для тех, кто уже однажды принял Таинство Крещения, но пребывает вне Православия
· Через Миропомазание в Церковь вводятся старообрядцы, англикане и протестанты, а так же македониане, новациане, ариане, аполинариане;
· Через Покаяние – в современной практике Русской Церкви принимаются католики, а так же несториане и монофизиты.
2. Хиротония –рукоположение– является основным актом поставления высших клириков – священнослужителей – на священные степени. Для действительности совершаемого рукоположения безусловно требуется:
1. чтобы совершающий его епископ:
v был православным;
v был поставлен иерархией, сохранившей апостольское преемство и веру в основные догматы;
v находился у церковной власти.
2. совершение его в алтаре в храме;
3. совершение при молящемся народе, призванном свидетельствовать о достоинстве рукополагаемого;
4. чтобы поставляемый возводился последовательно от низших степеней к высшим, ни одну не пропуская;
5. чтобы поставление было связано с назначением на определённое место служения.
Недействительным, согласно 29-му апостольскому правилу, считается рукоположение, совершенное за деньги - симония
Рукоположение в епископскую степень совершается собором архиереев. Недействительным считается архиерейское поставление на место законно занимающего кафедру епископа. Согласно 30-му апостольскому правилу, извержению и отлучению подлежат епископы, получившие сан через мирских начальников.
Низшие клирики – церковнослужители – (чтецы, певцы и иподиаконы) поставляются на служение посредством хиротесии – епископского руковозложения – совершающейся вне алтаря в храме. По чину хиротесии могут присваиваться и степени правительственной иерархии в Церкви.
В монастырях чин хиротесии может совершаться их наместниками – игуменами и архимандритами.
Действительные хиротония и хиротесия неповторимы.
3. «Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия… Необходимо, чтобы кандидаты в священство отвечали определённым требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству» [1, с.156]. Все существующие препятствия к священнослужению можно разделить на следующие группы:
1. Препятствия физического характера,
a. связанные с возрастом ставленника:
ü согласно действующему Уставу РПЦ кандидат в диакона и пресвитера должен достичь гражданского совершеннолетия – 18 лет, а кандидат во епископа должен быть не моложе 30 лет;
b. связанные с состоянием здоровья или телесными недостатками кандидата, затрудняющими священнослужение:
ü безусловно, принадлежность к женскому полу;
ü глухота, слепота, серьезная болезнь рук и ног или их отсутствие;
ü неизлечимые душевные болезни;
ü добровольно оскопившие себя;
2. препятствия социального характера,
a. касающиеся семейного положения ставленника:
ü брак для кандидата во епископы;
ü второбрачные (по св.Крещении);
ü полигамный брак;
ü пассивная бигамия (брак на вдове или разведённой женщине);
ü сожительство с облеченной в прелюбодеянии женой;
ü брак с неправославными женами, с близкими родственницами;
b. касающиеся его обязанностей перед государством, несовместимых со священнослужением:
ü действительная воинская служба или дела государственного управления;
ü лишение свободы по судебным приговорам (в прежние времена так же рабство и крепостное состояние);
c. относящиеся к общественной репутации ставленника:
ü профессии, считающиеся не достаточно почётными в обществе (ростовщик, актёр, хозяин игорного дома и пр.);
4. С первых веков существования христианской Церкви сложилось её административное устройство, основанное на территориальном, а не Национальном принципе. Диаспорой (от греч. рассеяние) называется часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. В странах, где православные христиане рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии, находящиеся в юрисдикции разных Поместных Церквей.
Диаспора является наиболее серьезным отступлением от территориального принципа деления Церкви, но при нормальном развитии церковной жизни должна носить временный характер.
При разрешении вопроса о разграничении юрисдикции поместных церквей в диаспорах следует учитывать два основных момента, упомянутых в правилах Карфагенского Собора:
ü территориальная близость;
ü воля самого православного народа.
5. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, и имеет органы своего единства, наделённые административной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Высшая церковная власть представляет собой орган общения Церкви со вселенской Церковью.
Все поместные Церкви и их Первоиерархи равны между собой. Но на деле Римские, Александрийские и Антиохийские патриархи уже в древности усвоили себе титул пап. Римские папы уже с VI в. претендуют на власть над всей Вселенской Церковью, обосновывая свои претензии мнимым главенством Первоверховного апостола Петра и его епископством в Риме. Постепенно западные Церкви оказались под властью Римских пап.
Исторически сложившееся первенство в Восточной Церкви Константинопольского патриарха, ещё более возросшее с падением столицы империи в 1453 г., никогда не доходило до крайностей и имеет, скорее, духовное значение.
6. Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917 – 1918 годах, упразднил «канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления» и восстановил патриаршество [1, с.244].
4 ноября 1917 г. большинством голосов было принято краткое определение Собора, позднее расширенное более полными определениями, касающимися высшего церковного управления:
1. «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определённые сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается Патриаршество и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору» [1, с 247].
В определении «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России» Собор наделил предстоятеля Церкви правами, соответственно каноническим нормам (34-е Апостольское прав., 9-е прав. Антиохийского собора и др.). Патриарх является архиереем патриаршей области, составляющей Московскую епархию и ставропигиальные монастыри.
Определением о порядке избрания Патриарха устанавливался порядок избрания, в основном аналогичный проведённому на самом Соборе. В случае освобождения патриаршего престола предписывалось немедленное избрание его Местоблюстителя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.