Собором было образовано два органа коллегиального управления Церковью на период между соборами, их состав и порядок избрания в них. «К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера» [1, с.249]. В ведение Высшего Церковного Совета были переданы дела церковно-общественного порядка – административные, хозяйственные дела, вопросы просвещения. В ведение совместного присутствия органов высшего церковного управления были переданы особо важные вопросы, касающиеся защиты прав РПЦ, подготовки и проведения Соборов, открытия новых епархий.
7. Препятствия к браку, связанные с кровным родством желающих вступить в него, относятся к числу условных, так как их наличие не влечёт за собой невозможности для данных лиц вступать в брак с кем бы то ни было.
Близость кровного родства измеряется степенями, которые устанавливаются по числу рождений. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Восходящей называется родственная линия, идущая от определённого лица к его предкам, а нисходящей – от предков к потомкам. Две прямые линии, идущие от одного родоначальника, могут быть связаны между собой боковыми линиями.
В христианской Церкви строго запрещались браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии (19-е апостольское правило). Запрещались браки между двоюродными (4-я степень бокового родства) и троюродными (6-я степень) братьями и сёстрами. Константинопольский Собор 1168 г. 7-й степени бокового кровного родства.
В России эти нормы не соблюдались буквально. Так, согласно указу Синода от 1810 г. запрещались и подлежали расторжению браки, заключённые между лицами в 4-й степени бокового кровного родства.
Отношения свойства, возникающие из сближения двух родов через брак их членов, приравниваются к кровному родству и так же служат препятствием к браку. Для определения степени свойства складываются две родственные линии с учётом того, что между мужем и женой, связывающими два рода, степени не существует. В соответствии с 54-м правилом Трулльского собора (691-692 гг.) указом Св.Синода от1810 г. и в России вводился запрет на браки между лицами, состоящими в 4-й степени бокового двухродного свойства. На возможность заключения брака между лицами, состоящими в более высоких степенях свойства, влияет, как замечает проф. И.С. Бердников, не только «сравнительная величина степени, но и то соображение, чтобы в случае дозволения брака не последовало смешение родственных имён и отношений, то есть, чтобы старшие родственники не оказались бы… на месте младших, не поступили в родственное подчинение к последним» [1, с.351]. В случае трёхродного свойства, когда через два брака соединяются три рода, как в древней Церкви, так и в России указами Св. Синода от 1841 и 1859 гг., безусловно запрещаются браки между лицами, состоящими в первой его степени (например, между отчимом и женой пасынка).
Фиктивное свойство, возникающее между родственниками обрученных лиц или уже разведённых супругов, так же является препятствием к браку, как и действительное свойство.
Препятствием к браку служит и наличие духовного родства, возникающего вследствие восприятия новокрещённого от купели Крещения. После того, как укоренилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, был запрещен брак между ними. 53-е правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками и родителями воспринятых. Позднее препятствием к браку стало признаваться наличие духовного родства до 7-й степени, которое считалось только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей – только в первой. Указом Св. Синода РПЦ от 1810 г. отрицаются духовное родство между восприемником и воспринятым, а также детьми восприемника и воспринятым.
В Русской Церкви усыновление детей совершалось в гражданском, а не церковном порядке и потому возникшее в его результате отношения гражданского родства формально не являлись препятствием к браку, в отличие от Греческой Церкви. Но «уже простое нравственное чувство, – как замечает проф. А.С. Павлов, – запрещает усыновителю вступать в брак с усыновлённой дочерью или усыновлённому сыну с матерью и дочерью усыновителя» [1, с.353].
8. В компетенцию церковного суда на Руси с древности входил чрезвычайно обширный круг дел, многие из которых, согласно византийскому законодательству, подлежали рассмотрению гражданских судов.
Вплоть до реформы Петра I, как действующим законом считались правовые нормы уставов свв. князей Владимира и Ярослава.
«…Церковному суду подлежали преступления против веры и Церкви: совершение христианами языческих обрядов, волшебство, святотатство, осквернение храмов и святынь; а по «Кормчей книге» – также богохульство, ересь, раскол, отступничество от веры» [1, с.389].
В своё исключительное ведение Церковь получила все дела, связанные с супружескими взаимоотношениями, а так же с отношениями между родителями и детьми.
В ведении Церкви находились дела, касающиеся права на наследство.
Рассмотрению святительских судов подлежали так же некоторые уголовные дела: некоторые случаи убийства (в кругу семьи или бесправных лиц), преступления против общественной нравственности (блуд, изнасилование).
Все гражданские дела в отношении духовенства так же подлежали действию церковного суда. В случае, когда одной из сторон спора был мирянин, назначался смешанный суд. Но, зачастую, священнослужители сами искали княжеского, а позднее царского суда. Так называемыми несудимыми грамотами, выдаваемыми правительством, духовенство освобождалось от подсудности епархиальным архиереям по гражданским делам (отменены Стоглавым Собором в 1551 г.). С 1649 г. все гражданские дела духовенства были переданы в ведение монастырского приказа, упраздненного, однако, вскоре после Собора 1667 г.
В целом, как отмечает проф. А.С Павлов, в древнем русском праве преобладал принцип, согласно которому юрисдикция Церкви определялась не столько существом самих дел, сколько принадлежностью участвующих в них сторон к тому или иному сословию.
Литература
.
1. Цыпин В. Прот. Церковное право. Курс лекций. Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М. 1994.
2. Каноны Православной Церкви. Ред. еп. Александр (Милаш). Свято-Троицкая Православная Миссия, USA, 2001.
Вопросы:
1. Присоединение к церкви.
2. Хиротония и хиротесия.
3. Препятствия к священству: 1) физические; 2) социальные.
4. Понятие диаспоры. Канонические проблемы. (+-)
5. Равенство поместных церквей. (+-)
6. Определения собора 1917 – 1918 гг. о высшем церковном управлении.
7. Препятствия к браку, связанные с кровным родством.
8. Церковный суд в допетровской России. (+-)
Оценка – 4.
Замечания:
1. 1-е предложение 4-го вопроса необходимо было объяснить.
2. «Все поместные церкви и их первоиерархи равны между собой». Почему?
3. К вопросу № 8 – Какими каноническими нормами регулировались?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.