В июле 1915 года значительная часть священнослужителей епархии вместе с клиром собора переехала в г. Юрьев (ныне Тарту) [10]. Туда же было эвакуировано и ценное соборное имущество Здание находилось в центре города и могло сразу же стать объектом особого интереса оккупантов, поэтому необходимо было спасти наиболее ценное.
Вес три иконостаса были разобраны и отвезены. на хранение в Рижскую Иоанновскую церковь. Часть колонок иконостаса были поломаны. Все иконы были сложены на хранение в Рижской Алсксандро-Невской церкви. Кроме того, в Нижний Новгород были эвакуированы 12 колоколов собора общим весом 1.429 пудов 34 фунта, а большой колокол — в село Павлово [13, л, 20 (. К сожалению, сейчас невозможно восстановить полную картину того, что было оставлено в соборе, так как старостой А.И. Гусевым не было сделано описи оставленного имущества.
Эвакуация плачевно отразилась на сохранности имущества собора во имя Рождества Христова — в эвакуации были утеряны архивы собора за последние 50 лет, не были возвращены колокола, вся церковная утварь, в том чиеле и 15 икон, написанных В. В. Верещагиным [7, л. 170].
С началом германской оккупации в 1917 году для прихода собора наступило тяжелое время — прошел слух, что собор будет реквизирован и обращен в германскую гарнизонную кирху [14, с. 61]. Чтобы предупредить это несчастье, прихожане собора во главе с Рижско-градским благочинным отцом Н. Тихомировым 27 ноября 1917 года обратились к рижскому военному губернатору фон Альтсну с прошением об оставлении храма за православным населением [9, л. 2]. В ответ на это ходатайство последовал письменный приказ германских военных властей о передаче собора в военное ведомство (с превращением в кирху). И вот, накануне праздника Богоявления, 5 января 1918 года, когда в собор стали приходить верующие (для освящения воды), собор был окружен отрядом солдат, и богослужение уже не состоялось. Прихожане отправились в недействовавшую тогда Александро-Невскую церковь, где и освятили воду. Распоряжение военных властей было опротестовано перед высшим военным командованием. Не получив удовлетворения своего ходатайства, прихожане обратились с прошением к германскому императору Вильгельму II о возвращении православным реквизированного собора, но губернатор Риги фон Альтен отношением от 15 апреля 1018 года за №2622/10 уведомил Рижского благочинного протоиерея Н. Тихомирова, что ходатайство это императором отклонено [9, л.7]. Собор стал превращаться в лютеранскую кирху. Именно тогда разбирались иконостасы и вместе с иконами вывозились к Александро-Невскую и Иоанновскую церкви. В Великую Среду были отпилены на куполах собора концы восьмиконечных крестов, признанные оккупантами «лишними» (истинная причина состояла в том, что эти «лишние» концы были из массивной меди) [9, л. 2]. Оставшиеся в соборе иконы были поруганы, Св. Распятие выброшено в мусор [15, с. 91].
((50))
В 1915 году эвакуировался из Риги в город Юрьев (ныне Тарту) архиепископ Иоанн (Смирнов). В августе 1917 он отбыл в Москву для участия в работе Всероссийского поместного Собора. К своей пастве он уже более не вернулся, так как 20 ноября 1917 года Патриархом Тихоном был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским и уехал в город Рязань, где умер в ноябре 1919 года [16, с. 44],
На том же поместном Соборе делегаты латышей и эстонцев возбудили вопрос о том, чтобы управление латышскими и эстонскими приходами было передано епископам латышского эстонского происхождения.
4 августа 1917 года Синод санкционировал это предложение, и Рижское епархиальное предсоборное собрание 8 августа 1917 года единогласно избрало викарным епископом Платона (Кульбуша) (до этого он был настоятелем эстонской церкви в Петрограде) [16 ]. Он Пыл возведен Патриархом Тихоном в сан викарного епископа 31 декабря 1917 года. Платон отправился в Москву для участия в поместном Соборе. Здесь же в Москве было принято решение, из-за быстрого продвижения германских войск, передать управление Рижской епархией в руки епископа Платона, который сразу же выехал в город Ревель (Таллинн), а затем в Тарту [17, л. 1]. Свою службу епископ Платон начал в очень сложных условиях — многие служители церкви были мобилизованы или эвакуированы, храмы разрушены, из-за эвакуации не хватало богослужебных принадлежностей.
((51))
Еще в марте 1918 года епископ Платон сообщил Рижскому благочинному о. Н. Тихомирову, что, несмотря на препятствия, чинимые германцами, которые явно враждебно относились к православию (запрещали съезды духовенства, богослужения можно было совершать только с разрешения властей, дававших его редко и неохотно), он намерен прибыть в Ригу [17, л. 5-71. Свое намерение епископ Платон осуществил 24 мая 1918 года [9, л. 9]. 25 мая он собрал всю православную паству Риги в Покровскую церковь [9, л. 2], где был совершен молебен. После этого епископ Платон ознакомил прихожан с привезенным им новым приходским уставом, изданным 7(20) апреля 1918 года на Всероссийском поместном церковном Соборе и, разъяснив его, предложил всем приходам перестроить свою приходскую жизнь на новых началах: немедленно избрать приходские Советы и приступить к живой деятельности на благо Святой Церкви [9, л. 42 ].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.