Послание к Филимону является ключевым для понимания подхода ап Павла к проблеме рабства, возникшего в глубокой древности и с некоторыми вариациями существовал у цивилизованных народов на протяжении тысячелетий. Многие мыслители рассматривали невольников как существа, самой природой предназначенные для работы на господина. Подобные взгляды казались настолько бесспорными, что даже мятежные невольники стремились только бежать на родину, откуда их вывезли, а не упразднить сам рабовладельческий порядок. Важнейшим фактором, определившим изменение в общественном сознании в отношении рабовладельчества и явилось христианство. Оно не призывало рабов к восстанию, не стремилось упразднить зло насилием и кровью. Оно действовало на разум и совесть людей, помогая им осознать, что во Христе раб и его хозяин равны (Гал 3 28). Называя Онисима, беглого раба, «братом возлюбленным» (Филим. 1,16), ап Павел выносит приговор всему древнему воззрению на рабство.
Неоднозначно решается вопрос об авторе Послания к евреям. Хотя восточная традиция приписывала его ап Павлу, в самом тексте Послания к евреям в отличие от всех других Посланий, отсутствует имя автора. Язык, стиль и манера изложения Послания к евреям лишены характерных для ап. Павла черт. Автор относит себя к поколению, которое получило евангельскую веру от апостолов (Евр. 2,3). Он в гораздо большей мере, чем ап Павел, воспитан на эллинистической культуре. На этом Послании нет того яркого личного отпечатка, который лежит на Павловых Посланиях. Столь же трудно определить, откуда и куда было отправлено это Послание.
Непреходящее значение павловых Посланий, “которое закрепило за ними на все времена место в Священном Каноне Нового Завета, заключается в установлении тех общехристианских предпосылок, которые были для апостола Павла отправною точкою при решении тех или иных неотложных вопросов дня” [2, с.125]. Кроме того, для исследователя Священного Писания и священной новозаветной истории корпус Посланий святого апостола Павла важен тем, что в нём восполняются многие исторические пробелы книги Деяний святых апостолов.
“Все древние Отцы Церкви, истолковывавшие Священные Книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис, как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам” [3, с.610]. Можно назвать Откровение святого Иоанна Богослова единственной пророческой книгой Нового Завета. Но по литературной форме она представляет собой ни что иное, как послание.
“За вступительными словами, в которых сообщаются сведения об источнике и содержании откровения, и ублажаются приемлющие и хранящие его (Апок. 1, 1 – 3), следует эпистолярное обращение обычного типа (стт. 4 – 5а)…” [2, с.339]. Очевидцем данного Господом Откровения и отправителем послания является апотстол Иоанн (Апок. 1, 1,4,19). Адресат – семь Церквей асийских (Апок. 1, 4) – Ефесская (Апок. 2,1), Смирнская (Апок. 2,8), Пергамская (Апок. 2,12), Фиатирская (Апок. 2,18), Сардийская (Апок. 3,1), Филадельфийская (Апок. 3,7) и Лаодекийская (Апок. 3,14). Причём, как отмечает еп.Кассиан, Апокалипсис представляет собой единое целое послание к семи церквям и семь обращений к каждой из них во второй-третьей главах нельза рассматривать как семь самостоятельных посланий, возникших и отправленных когда-то независимо от всей книги. Каждое из этих обращений заканчивается словами, обращёнными ко всем Церквям (Апок. 2, 7,11,17,29; 3, 6,13, 22).
Заканчивается книга заключительным пожеланием благодати (Апок. 22,21), какое в Посланиях св. апостола Павла является вполне обычным (1 Кор. 14,24; 2Кор. 13,13; Гал. 6,18; Ефес. 6,24; Флп. 4,23 и др).
Значение книги Откровения св.Иоанна Богослова не ограничивается исторической интерпретацией её смысла: в ней изображается непрекращающаяся в течение веков борьба сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его служителей, преображением неба и земли и вечным торжеством Агнца и верных Ему. Она является источником, питающим веру и укрепляющим надежду христиан всех времен.
Конечно, жизнь последующих поколений христиан значительно отличалась от тех условий, в которых жили первые последователи Христовой веры. Поэтому, читая Послания святых Апостолов, мы часто сталкиваемся с вопросами, казалось бы, не актуальными в настоящий момент времени. Но те подходы, на основании которых решались те или иные волнующие современников Апостолов вопросы, стали основополагающими принципами построения христианских взглядов на существование всего общества. Богословские взгляды, высказанные в Посланиях св. апостола Павла, а затем и других Апостолов, легли в основу христианского богословия.
Возникшие в определённых условиях места и времени, в рамках истории Апостольского века священные книги Нового завета “сами принадлежат к фактам этой истории, – к фактам тем более значительным, что они до нашего времени оказывают – и будут оказывать и далее определённое влияние на жизнь Христианской Церкви. Отсюда вытекает необходимость… знакомиться с ними ради них самих, как с памятниками жизни” [2, с.126].
1.
2. Еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. YMSA-Press Русский путь, Париж-Москва, 1996.
3. Архиеп. Аверкий. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. Сатисъ, С-Пб, 1995.
4. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1983 (репр).
5. Библия. В русском переводе с приложениями. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1973.
6. Библейская энциклопедия. Т. 1, 2. NB-press, Центурион, АПС, М., 1991.
7. Энциклопедический словарь. Под.ред. Аросьева К.К., Петрушевского Ф.Ф. Т.23. С-Пб., 1898.
8. Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкования на послания святого апостола Павла. Книга 1. Афон, М., 2000.
Тема: «Жанр «послания»: история, внутренняя структура, новозаветные послания».
Оценка – 3. Захаров.
1. Введение очень короткое.
2. В основной части тема не раскрыта:
a. Нет анализа структуры посланий. Например:
i. введение,
ii. основная часть,
1. догматическая,
2. нравственная,
iii. заключение.
b. Не раскрыты особенности посланий. Например, христологические истины, богослужебные отступления, «нечто неудобовразумительное» (у ап. Павла).
c. Вообще нет ни одного примера текста Н.Завета.
3. Заключение формально. См. Толкования Н.Завета на 13-15 глл. Посл. к римлянам! Этого достаточно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.