Послание св. апостола Иакова не облечено в традиционную эпистолярную форму. Это скорее сборник изречений и кратких назиданий, близких к евангельским логиям. Автор многократно цитирует слова из Нагорной проповеди и употребляет выражения, близкие к евангельским (Мф., Лк., Ин.). Правильный греческий язык Послания приводит толкователей к выводу, что автор составлял текст, пользовался услугами грекоязычного секретаря, как это было принято в то время. Будучи документом Иерусалимской церкви, Послание можно назвать звеном, связующим веру и благочестие двух Заветов.
Среди Соборных можно отметить три Послания апостола Иоанна Богослова. Они, как указывает еп.Кассиан, представляют собой иерархическую лестницу” [2, с.359]. Учение первого Послания Иоанна прилагается во втором к нуждам одной из окормляемых Апостолом Церквей, называемой в Послании «избранной госпожей» (2Ин. 1,1). А третье его Послание обращено к предстоятелю этой Церкви Гайу (3Ин. 1,1).
Первое Послание св.ап. Иоанна Богослова не имеет эпистолярного характера, ибо в нем не указываются ни адресаты, ни его отправитель. “Оно иногда понимается, как богословский трактат, сопровождающий распространение Четвёртого Евангелия, или, наоборот, получивший в Четвёртом Евангелии историко-догматическое раскрытие. Даже самое поверхностное чтение убеждает нас в чрезвычайной близости – и по форме, и по содержанию – которая существует между двумя памятниками” [2, с.359].
Как и Послание ап. Иакова, Послания ап.Петра написаны человеком, хорошо знавшим греческий язык и пользовавшимся переводом Семидесяти. Между тем, как указывает Папий (II в.), апостол нуждался в переводчике. Это противоречие объясняется тем, что Послание написано «через Силуана» (1Пет. 5,12), т.е. Силуан, или Сила (Деян. 5,22 сл; 18,5; 2Кор. 1,19; 1Фес. 1,1), излагал мысли апостола по-гречески. Посредничеством Силуана, сотрудника ап/ Павла, можно объяснить сходство стиля первого Посланием Петра со строем Павловых Посланий.
Значительную часть Нового Завета составляют четырнадцать Посланий, авторство которых приписывается св. апостолу Павлу. «По самому своему заданию они представляют собою не отвлеченные богословские трактаты, а письма, посвящённые острым вопросам современности» [2, с.125]. Составляя их, святой Апостол, конечно, не думал о том, что на их основе многие последующие поколения христиан будут строить свои догматические системы, принципы нравственного существования, представления об исторических событиях жизни первых последователей христовых. Тем не менее, еще при жизни апостола его Послания пользовались авторитетом у многих христиан: их читали на молитвенных собраниях, переписывали, распространяли. И уже к концу 1 в. Церковь приняла его Послания как боговдохновенное апостольское выражение основных истин евангельского учения.
Проследить судьбу Посланий святого апостола Павла довольно сложно. Неизвестно, кто и когда собрал в одну книгу, намёк на существование которой содержится в 2Пет. 3,15–16, избранные Послания св.Апостола. Вероятно, нам сейчас известны отнюдь не все его Послания.
Стиль Посланий an. Павла довольно своеобразен. Павел владел древнееврейским, арамейским, греческим, а, возможно, и латинским языками. Построение его Посланий выдает человека семитской культуры, однако, хорошо усвоившего греческую манеру выражаться. Писание он цитирует по Септуагинте; образы и дух Библии пронизывают каждую строку Павла.
Обычно ап.Павел диктовал свои Послания, и поэтому они сохраняют отпечаток непосредственной, живой, речи. В них сочетаются вдохновенная проповедь, переходящая в настоящие гимны и молитвы, вводящие нас в мир мистического опыта святого; увещания, полемика, богословские размышления, автобиографические замечания, обсуждение частных проблем и житейские просьбы. Написанные в напряжении всех душевных сил, Послания отражают характер, переживания, нравственный облик автора. На первый поверхностный взгляд может показаться, что в них нет ясной последовательности мысли, но при более внимательном рассмотрении всегда вырисовывается ее основное направление.
В ряду Посланий ап.Павла особо выделяются два Послания к Тимофею и Послание к Титу. В трёх этих Посланиях св.Павел отмечает своё апостольское достоинство. Обращенные к двум своим верным ученикам, эти письма всё же не имеют столь личного характера, но содержат указания, касающиеся управления христианскими общинами, которые Павел им доверил. Поэтому с XVIII в. эти Послания стали называть «пастырскими». Еп.Кассиа называет пастырские Послания “Верительными грамотами”, которыми ап.Павел снабжает своих сотрудников. Настойчивые увещания придерживаться «здравого учения» (1Тим. 1,10 и др), хранить залог веры (1Тим. 6,20; 2Тим. 1,14) объясняются тем, что апостол, чувствуя приближение смерти, предостерегает своих юных сотрудников от увлечения опасными лжеучениями.
Превое Послание к Тимофею и Послание к Титу, родственные по содержанию и форме, написаны в аналогичных исторических обстоятельствах. Второе Послание ап Павла к Тимофею является предсмертным. Вторые римские узы его были гораздо более тяжелыми. Многие друзья, устрашившись, оставили его. Надежд на освобождение уже не было. Предвидя близкую смерть, апостол написал своему «возлюбленному сыну» Тимофею письмо, рассматривающееся, как его завещание. В этом Послании мы находим наставления служителю Церкви, призыв мужественно встречать как гонения внешних врагов, так и нападки лжеучителей. 2 Тим - свидетельство стойкой, несгибаемой веры и надежды апостола на свершение замысла Господня.
Одно из Посланий святого апостола Павла отличается личным характером. По сути это небольшое письмо, написанное им от руки. Оно адресовано Филимону, члену одной из Асийских церквей (скорее всего Колосской), имевшему раба по имени Онисим, бежавшего от хозяина в Рим и там встретившегося с an Павлом, ожидавшим суда (61–63 годы). Павел отправил новообращенного раба к Филимону с письменным обращением, в котором просил простить Онисима и принять как «брата возлюбленного».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.