Возникновение научной социальной философии, страница 4

134

Центральное место в его теоретических разработках занимает обоснование в работе "Материализм и эмпириокритицизм" материализма вообще и исторического материализма в связи с попыткой махистов, в частности А. А. Богданова, "исправить и развить" теорию общества Маркса, исходя из ее же основ. Подвергнув анализу главный аргумент Богданова - "без сознания нет общения", Ленин доказывает неразрывную связь диалектического и исторического материализма, невозможность научного решения основного вопроса философии без решения его применительно к обществу. "Сознание вообще отражает бытие - это общее положение всего материализма. Не видеть его прямой и не разрывной связи с положением исторического материализма: общественное сознание отражает общественное бытие - невозможно"94. Он выдвигает два новых аргумента в обоснование первичности общественного бытия как реального процесса жизни людей, процесса их труда и отношений: общественное бытие никогда полностью не осознается общественным сознанием и не охватывается им. Отсюда самая важная задача человечества - охватить объективную логику хозяйственной эволюции в общих и основных чертах, т.е. открыть Объективные законы развития общества, которые суть законы человеческой деятельности. Они коренятся в человеческой сущности, ее "сущностных силах" и по мере развития труда и собственности усложняются. Ленин высмеивает попытки буржуазной социологии объяснить социальные процессы при помощи законов неживой и живой природы. Общественные явления качественно отличаются от процессов природы и познать их можно, только изучая общественные закономерности. Отождествление их с закономерностями физических, химических и биологических явлений не имеет ничего общего с подлинной общественной наукой. "Вся эта попытка от начала до конца никуда не годится, ибо применение понятий "подбор", "ассимиляции и дезассимиляции" энергии, энергетического баланса... в применении к области общественных наук есть густая фраза"95. Действительный путь к познанию общественных закономерностей - всестороннее изучение процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, сведение совокупности всех противоречивых тенденций к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества.

В работе "Государство и революция" Ленин углубил марксистское пложение о сущности государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий. Буржуазные идеологи утверждали, что государство вообще, эпохи империализма в особенности,

135

представляет собой орган примирения классов. В действительности государство эксплуататорских обществ закрепляет экономическое господство определенного класса, оно есть "орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновения классов Что касается вопроса о формах пролетарского государства, создаваемого в результате социалистической революции, то решать его необходимо так как решали Маркс и Энгельс, - с учетом конкретно-исторической обстановки, опыта революционной борьбы рабочего класса. "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково. каждая внесет разнообразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную   разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни"97. Новый общественный строй не может не дать максимуа демократизма для рабочих и крестьян, но в то же время он означает разрыв с буржуазным демократизмом и возникновение нового, всемирно-исторического типа демократии, именно пролетарского демократизма или диктатуры пролетариата.

НеклассическийПереход к нему связан с возможностью

и классический путь         осуществления в условиях империализма перехода к социализму     социалистической   революции   в   одной стране, хотя "кирпичи", из которых он в ней сложится, еще не все созданы. Ленин считал не обязательным ждать, пока капитализм в России разовьется полностью, чтобы осуществиь социалистическую революцию, которая может ускорить созревание условий, необходимых для построения социализма, так как материальном, экономическом, производственном смысле она "преддверии социализма не находится". Выражение "социалистическая советская республика" означает, по Ленину, решимость советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание экономических порядков социалистическими.

Как известно, Маркс и Энгельс связывали социализм с нетоварным производством. В то же время Маркс утверждал, что учет стоимости приобретет в будущем обществе, основанном на общественном характере труда и собственности, несравненно большее значение, чем при капитализме. Ленин первоначально переносит марксово понимание социализма на условия, с которыми Маркс это понимание не связывал Марксова концепция социализма относилась к периоду, когда капитализм полностью реализует свои потенции и логикой развития товарного производства приведет к его изживанию (классический путь перехода к

136

социализу). В 1921 г. Ленин признает свою ошибку и отказывается от идеи нетоварного социализма, взяв курс на кооперацию, на создание общества"цивилизованных кооператоров". Из сути марксистского понимания  классического  капитализма  и реальной  практики строительства социализма следует, что капитализм может быть преодолен в общеественном развитии только посредством принципиально более совершенного хозяйствования на основе товарных категорий в их высшей форме, связанной с преимуществами социализма.

Вклад Ленина в материалистическое понимание истории нельзя правильно оценить, не учитывая развития им остальных частей марксизма как целостного (единого) учения. В этом отношении показательна статья "Карл Маркс", в которой он разъясняет структуру созданного Марксом ученя, доказывает органическую связь трех его частей и зависимость состояния разработки каждой из них в первую очередь от наиболее фундаментальной части - материалистической философии. Решающая роль материализма выразилась прежде всего в теоретическом выделении и раскрытии сущности материальной основы общественной жизни -человека как субстанции общества, труда, отношений. Без такой теоретической основы создание "Капитала" было бы просто невозможно. Вмесете с тем с его появлением МПИ, как отмечает Ленин, превращается на гипотезы в теорию.