Можно без преувеличения сказать, что современный капитализм развивается в соответствии с логикой "Капитала", подтверждая его основные идеи и, соответственно, диалектико-материалистический взгляд на общество (разумеется, в марксистской исторической теории некоторые положения устарели, но это те положения, которые связаны с отражением преходящих сторон развития общества). Этот объективный процесс развития современного капитализма в направлении к социализму находит выражение в фактическом сближении (конвергенции) марксизма и буржуазной философии. При этом нередко вырабатываются не нейтральные теории, а теории, основанные на марксизме. В этом отношении особенно показательна концепция "гуманистического психоанализа" (или "диалектического гуманизма") американского социального психолога Э. Фромма (1900-1980). Проанализировав психологию лидеров (Лютера, Кальвина, Гитлера) и их последователей, он пришел к выводу, что социальный характер формируется экономическими условиями. Этот характер, представляющий собой совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе, определяет ее мысли, чувства, действия. Если он соответствует объективным условиям, то психологическая энергия людей превращается в их производительную силу. Так, стремление к труду, страсть к бережливости, готовность превратить свою жизнь в орудие достижения экономической цели, аскетизм стали в капиталистическом обществе той силой, без которой современное экономическое и социальное развитие просто немыслимо. Поступать в соответствии с этими чертами характера
132
было выгодно прежде всего экономически, в то же время это доставляло и психологическое удовлетворение, поскольку такие поступки соответствовали личности нового типа. Возникшие на новой экономической основе лютеранство и кальвинизм апеллировали к этому социальному характеру, усиливая его социальную значимость. Сформированный социальный характер становится одним из важнейших факторов экономического и общественного развития.
Анализируя фашизм, Фромм показал, что экономические перемены, в частности растущая роль монополий и инфляция, способствовали формированию определенных черт характера, в особенности мазохистских и садистских стремлений. Нацистская идеология усилила их, и они стали эффективно работать на экспансию германского империализма. Главный тезис идеологов Гитлера -ничтожность отдельной личности, принципиальная неспособность ее полагаться на себя, потребность в подчинении - имеет, по Фромму, свои психологические корни в лютеранстве.
Новая основа сотрудничества создается прежде всего вследствие вытеснения машинной технологии интеллектуальной, превращающей человека в центральный императив общественного прогресса, человеческий капитал начинает выступать как главный ресурс постиндустриального общества. В качестве эффективного средства реализации общечеловеческих ценностей выдвигаются гуманистические идеи Маркса, закон гуманизации исторического процесса. В целом происходящий в XX в. процесс сближения (конвергенции) марксисткой и западной социальной философии выражается, во-первых, в "переводе" фундаментальной теории общества в прикладные теории (социальной психологии и психоанализа, социальной экономики и экономической психологии), выступающие своего рода показателями ее "работы" в различных сферах общественной жизни. Это один из важнейших моментов "превращения" фундаментальной теории в "работающую" теорию. Между тем, как отмечал Энгельс, "сплошь и рядом полагают, что новую теорию... могут применять сейчас же, как только усвоены ее основные положения, да и то не всегда правильно. И в этом я могу упрекнуть многих из новых "марксистов"; ведь благодаря этому также возникла удивительная путаница..." 89.
Во-вторых, в западной социальной философии происходит своеобразное "переоткрытие" многих фундаментальных положений марксистской теории человека и общества90, вплоть до переоткрытия материалистического понимания истории в целом. В этом отношении особенно показательна концепция эволюции человечества П. Кууси 9|,
133
которую он разделяет на три технологические эпохи: культуру общества основанного на собирательстве и охоте; аграрную культуру и всемирную научно-техническую культуру. В каждой из них он рассматривает особенности обеспечения общества средствами существования, воспроизводства населения, социального поведения, социально-экономические противоречия и конфликты, а также достижения, позволившие перейти к более сложной ступени эволюции. По мнению Кууси, наиболее предпочтительным для человечества в целом является подлинно социалистический путь развития, исключающий немирный переход к социализму.
В-третьих, в рамках современной западной социальной философии получили "доразвитие" те проблемы, которые по известным историческим причинам не были достаточно полно разработаны классиками марксизма. Как отмечал Энгельс, ему и Марксу приходилось возражая противникам, "подчеркивать главный, материалистический принцип, который они отвергали"92, и не всегда поэтому удавалось отдавать должное остальным (неэкономическим) факторам, участвующим во взаимодействии. Но это не означает, что они "отрицали всякое обратное влияние политических и т.д. отражений экономического движения на само это движение"93, и не раскрыли вообще ту особую роль, которую играет политическое, правовое, религиозное, философское и т.д. сознание в жизни общества. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить "Капитал" в особенности 24-ю главу первого тома, "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и другие работы Маркса. Заслуга современной буржуазной социальной философии состоит в том, что она развила идеи основоположников марксизма об индивиде как предпосылке истории, о роли индивидуального бытия, индивидуальных потребностей и способностей, в особенности духовных, в развитии общества, раскрыла значение психологического фактора в экономике. Это вызвано возрастанием в эпоху революции в производительных силах роли индивида, его труда и мышления, а также ставшей перед человечеством во весь рост проблемой выживаемости.
Ленинский этап развития научной социальной философии Новый этап в развитии научной философии принято связывать с эпохой империализма, строительства социализма в ряде стран. Защищая марксизм от усилившихся на него нападок со стороны либеральных народников, экономистов, оппортунистов, "легальных марксистов", пытавшихся в корне его извратить, Ленин не просто отстаивает научную теорию общества, а поднимает ее на новый теоретический уровень, обобщая данные наук и опыт общественного и исторического развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.