3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
В развитии исторического материализма принято различать два основных этапа - этап Маркса и Энгельса и ленинский этап.
Этап Маркса и Энгельса
На первом этапе формирование и развитие научной социальной философии определяется общественными потребностями, связанными с периодом домонополистического капитализма. Первоначально Маркс исходил из гегелевской философии государства и права. Однако он понял, что правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных экономических отношениях.
Принципиально новые взгляды на человека и общество были сформулированы и обоснованы в ряде произведений Маркса и Энгельса. К главным из них можно отнести: "К критике гегелевской философии права. Введение" (1844), "Экономическо-философские рукописи 1844 года", "Немецкая идеология" (1846), "К критике политической экономии" (1857 -1858), "Экономические рукописи 1857 -1863 гг.", "Капитал" (1857
- 1867), "Происхождение семьи, частной собственности
и государства"
(1884). Применив материализм и диалектику к
объяснению сущности,
механизмов и законов развития капиталистического общества, Маркс
создал научную политическую экономию, теорию
социализма,
революционную теорию марксизма в целом.
Научный материализм
позволил определить главные исходные позиции
социальной философии
- материальное бытие общества, способ производства
общественной
жизни. Опираясь на идею материального
производства как основы жизни
общества, политическая экономия смогла
определить свой предмет экономическую деятельность и отношения,
научный социализм - свою
исходную идею о необходимости преобразования
материального бытия
общества, революционная теория - идею
всемирно-исторической роли
пролетариата.
Сущность капитализма выражена Марксом в понятии капитала как самовозрастающей стоимости. Капитал - это совокупная рабочая
130
сила, отчужденная от ее владельцев. Его источником служит живой труд, присваиваемый собственником средств производства без эквивалента. Иными словами, капитал превращает способности одних в средства развития других. При отсутствии такого источника капитал не может быть самовозрастающим и образовывать основу производства. Однако для непосредственных производителей он есть сила, стоящая над ними и все больше отчуждающая их от самих себя, родовой и индивидуальной сущности. Экономические и личные отношения между людьми приобретают характер отчуждения, становятся вещными. Как отчужденная жизненная сила трудящихся, капитал по самой природе не может быть фактором развития свободной индивидуальности. Он не разрешает присущего антагонистическим формациям противоречия человеческой сущности и является лишь преддверием более справедливого и разумного общества, в котором совокупная мощь труда и интеллекта будет использована в качестве средства свободного развития каждого индивида. Капитал по своей природе полагает пределы развитию труда и созиданию стоимости. Эти пределы заключены, во-первых, в природе рабочей силы как товара, стоимость которого ограничена строгими рамками необходимого труда; во-вторых, в ограничении производства потребительных стоимостей меновой стоимостью, т.е. в непосредственной направленности производства на интересы капитала, и, чем больше развит капитал, чем больше им уже создано прибавочного труда, тем яростнее вынужден он развивать производительную силу, чтобы увеличивать свою стоимость хотя бы в меньшей пропорции. Таким образом, вызревание предпосылок социализма происходит, по Марксу, внутри капитализма; в нем в скрытом виде существуют материальные условия производства и соответствующие им отношения общения, необходимые для создания бесклассового общества. Товарное производство, исчерпав свои возможности, заменяется в ходе революции посттоварным, основанным на "всеобщем, научном труде".
С позиций марксизма социалистическая революция может осуществляться в двух формах: мирной и немирной. В предисловии к английскому изданию первого тома "Капитала" Энгельс отмечал, что
Маркс пришел к выводу о неизбежности мирной социальной революции в англии. "По крайней мере в Европе Англия является единственной страной, где неизбежная социальная революция может быть осуществлена всецело мирными и легальными средствами. Конечно.., вряд ли можно ожидать, чтобы господствующие классы... подчинились этой мирной и легальной революции без "бунта в защиту рабства"88. Пока существует
131
материальная основа, порождающая полярность интересов даже смягченной форме, противоположность антагонистических классов н может быть устранена. Классовая борьба является объективным законом развития всех антагонистических формаций. Только в борьбе классов, необходимо завершающейся социальной революцией, разрешаются антагонистические противоречия, заменяется способ производства и совершается переход к новой ступени общественного развития. Классовая борьба неизбежно приводит к диктатуре пролетариата. Историческая необходимость последней вытекает не только из того, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но также из того, что свергающий класс лишь в революции может стать способным создать новую основу общества, обеспечить его развитие по пути к обществу без классов и государства. Следовательно, диктатура пролетариата имеет необходимый и вместе с тем преходящий характер. Таким образом, капитализм порождает свое собственное отрицание - новый строй материальной и духовной жизни общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.