Реализация транспортной задачи в матричной постановке. Вариант № 8, страница 3

                        r35 = β5 –(α3 + c35 ) = 15 + 2 – 17 = 0;

                        r41 = β1–(α4 + c41 ) = 10 - 14 - 0 = -4;

                        r42 = β2 –(α4 + c42 ) = 11 + 14 – 0 = -3.

                        r44 = β4–(α4 + c44 ) = 12 - 14 - 0 = -2;

                        r45 = β5 –(α4 + c45 ) = 15 – 12 – 0 = 3.

Перевозка А4В5 = 3 имеет очень высокую рентабельность, а поскольку цены αи βj найдены из условия только покрытия издержек, т.е. в расчете на наихудший случай, означает, что себестоимость перевозки А4В5 очень низкая и она должна быть обязательно включена в план. Т.о. при помощи цикла пересчета, т.е. ломаной линии, которая соединяет выбранную свободную клетку (А4В5) с другими занятыми клетками по определенным правилам: она всегда начинается и заканчивается в выбранной свободной клетке, все углы – прямые, звенья располагаются строго поочередно по строкам и столбцам [цикл пересчета показан на начальной таблице (см. выше)]   , мы переходим к следующей таблице:           

    В

из

В1

В2

В3

В4

В5

Запасы

А1

  15    

  17   

   14       

180

   12    220

   15

400

А2

  17

  11 

   13

   11   

   10   

265

  265

А3

  12

220 

  13 

230

   16     

65

   18  

 17

  515

А4

(фикт.)

   0 

   0     

   0     

5

    0  

    0

 45

  50

Потр.

   220

   230

   250

   220

  310


Как мы видим, у нас получилась точно такая же таблица, что и при использовании метода минимального элемента. Поэтому, не используя метод потенциалов запишем:

X = 

   Z =  180*14 + 220*12 + 265*10 + 220*12 + 230*13 + 65*16 + 5*0 + 45*0 = 2520 + 2640 + 2650 +

          + 2640 + 2990 + 1040 + 0 + 0 = 14480 тыс.руб.

   Т.о. у нас получилось, что оптимальный план = 14480 руб. и он является единственным. Сравним вычисленные результаты с результатами, полученными при помощи ПЭР:

            КОНЕЧНАЯ таблица (Кол-во итерац. = 1)

    ╔════════╤════════╤════════╤════════╤════════╤════════╤════════╤═════════╗

    ║ИЗ \ В  │B1      │B2      │B3      │B4      │B5      │ПОСТАВЩ.│ U(i)    ║

    ╟────────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼────────┼─────────╢

    ║        │ │ 15.00│ │ 17.00│ │ 14.00│ │ 12.00│ │ 15.00│        │         ║

    ║        │ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤        │         ║

    ║A1      │        │        │ 180.0  │ 220.0  │        │ 400.0  │   0     ║

    ╟────────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼────────┼─────────╢

    ║        │ │ 17.00│ │ 11.00│ │ 13.00│ │ 11.00│ │ 10.00│        │         ║

    ║        │ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤        │         ║

    ║A2      │        │        │        │        │ 265.0  │ 265.0  │-4.000   ║

    ╟────────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼────────┼─────────╢

    ║        │ │ 12.00│ │ 13.00│ │ 16.00│ │ 18.00│ │ 17.00│        │         ║

    ║        │ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤        │         ║

    ║A3      │ 220.0  │ 230.0  │ 65.00  │        │        │ 515.0  │ 2.000   ║

    ╟────────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼─┬──────┼────────┼─────────╢

    ║        │ │   0  │ │   0  │ │   0  │ │   0  │ │   0  │        │         ║

    ║        │ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤ └──────┤        │         ║

    ║Фикт.   │        │        │ 5.000  │        │ 45.00  │ 50.00  │-14.00   ║

    ╟────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────╢

    ║ПОТРЕБ. │ 220.0  │ 230.0  │ 250.0  │ 220.0  │ 310.0  │        │         ║

    ║  V(j)  │ 10.00  │ 11.00  │ 14.00  │ 12.00  │ 14.00  │        │         ║

    ╚════════╧════════╧════════╧════════╧════════╧════════╧════════╧═════════╝

         MIN   величина  ЦФ =  14480  (возм. мн-во решений )

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                      ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ tr28                        │

╞═══════╤═══════╤══════════╤═════════╦═══════╤═══════╤══════════╤═════════╡

│ ИЗ    │ В     │ Поставка │ Оценка  ║ ИЗ    │ В     │ Поставка │ Оценка  │

╞═══════╪═══════╪══════════╪═════════╬═══════╪═══════╪══════════╪═════════╡

│A1     │B1     │      0.0 │   15.00 ║A3     │B1     │    220.0 │   12.00 │

│A1     │B2     │      0.0 │   17.00 ║A3     │B2     │    230.0 │   13.00 │

│A1     │B3     │    180.0 │   14.00 ║A3     │B3     │     65.0 │   16.00 │

│A1     │B4     │    220.0 │   12.00 ║A3     │B4     │      0.0 │   18.00 │

│A1     │B5     │      0.0 │   15.00 ║A3     │B5     │      0.0 │   17.00 │

│A2     │B1     │      0.0 │   17.00 ║Фикт.  │B1     │      0.0 │     0   │

│A2     │B2     │      0.0 │   11.00 ║Фикт.  │B2     │      0.0 │     0   │

│A2     │B3     │      0.0 │   13.00 ║Фикт.  │B3     │      5.0 │     0   │

│A2     │B4     │      0.0 │   11.00 ║Фикт.  │B4     │      0.0 │     0   │

│A2     │B5     │    265.0 │   10.00 ║Фикт.  │B5     │     45.0 │     0   │

╞═══════╧═══════╧══════════╧═════════╩═══════╧═══════╧══════════╧═════════╡

│      MIN   величина  ЦФ =  14480 (возм. не одно зн.)  Итераций   = 1    │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

X = 

Z = 14480 тыс. руб.

     Следовательно, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что мы правильно нашли оптимальный план, но есть одно «но», не смотря на то, что мы получили одинаковые конечные таблицы, мы не смогли прийти к общему ответу на вопрос: «является ли оптимальный план единственным?» По моим вычислениям – план единственный (т.к. вычисляя рентабельность перевозок я не получила ни одного нулевого значения), а ПЭР выдает, что возможно множество решений. Я предполагаю, что это недочет ПЭРа, т.к. я вручную просчитывала НОП при помощи метода северо-западного угла (так же как и в ПЭРе у меня получилось 6 итераций и точно такие же конечная таблица и величина оптимального плана), но опять же получилось, что найденный опорный план – единственен!

     Также, анализируя наши вычисления, можно сделать вывод, что чем меньше значение начального опорного плана в начальной таблице, тем меньшее число итераций нам придется использовать, т.е. тем быстрее мы получим оптимальное значение плана транспортной задачи.

Вывод:мы научились осознанно реализовывать ТЗ в матричной постановке, строить НОП различными методами, находить возмож­ные варианты решения, а также проверять на правильность полученные результаты с результатами, выдаваемыми ПЭРом (не смотря на то, что иногда они не совпадают!).