1. Тема: Хронические воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона, язвенный колит), синдром раздраженной толстой кишки. Хронический панкреатит.
(Методические рекомендации для преподавателей)
2. Общее время занятия - 5 часов.
3. Мотивационная характеристика темы: Хронические воспалительные заболевания кишечника, синдром раздражённой кишки и хронический панкреатит являются довольно распространенной патологией. Частота выявления этих заболеваний с возрастом неуклонно увеличивается, что указывает на необходимость изучения данной патологии и её осложнений, диктует необходимость назначения корригирующей комплексной терапии. Своевременная диагностика и адекватная фармакотерапия этой группы заболеваний позволяет сократить число дней нетрудоспособности, предотвратить преждевременную инвалидизацию и тем самым продлить активную трудовую жизнь больных.
4. Цель занятия: ознакомление студентов с этиопатогенезом, клиникой, диагностикой и современными подходами к фармакотерапии больных с хроническими воспалительными заболеваниями кишечника, синдромом раздраженной толстой кишки и хроническим панкреатитом.
5. Задачи занятия:
- Студент должен знать: Причины развития, патогенез, клинические признаки, диагностику. дифференциальную диагностику хронических воспалительных заболеваний кишечника, синдрома раздраженной толстой кишки и хронического панкреатита; адекватную и современную тактику фармакотерапии данной патологии; механизмы действия применяемых лекарственных средств и их возможные побочные эффекты, а также вопросы профилактики и врачебно-трудовой экспертизы.
-Студент должен уметь: составлять план обследования больных с хроническими заболеваниями кишечника, синдромом раздраженной толстой кишки и хроническим панкреатитом; оценивать клиническую ситуацию и полученные результаты для постановки и обоснования развернутого клинического диагноза; уметь назначать больному адекватную терапию на основе знания принципов лечения данной патологии; оказывать больным неотложную помощь; назначать реабилитационную программу и осуществлять ВТЭ.
-Практические навыки. которые должен освоить и закрепить студент:
1. Собирать анамнез для уточнения диагноза.
2. Проводить тщательное физикальное обследование больных.
3. Правильно интерпретировать полученные данные клинико-лабораторных, инструментальных и рентгенологических исследований.
4. формулировать диагноз и проводить дифференциальную диагностику.
5. Проводить ургентную терапию и реанимационные мероприятия.
6. План занятия.
- Введение
- Определение исходного уровня знаний
- Коррекция исходного уровня знаний
- Постановка задач занятия
- Самостоятельное выполнение заданий
- Оценка конечного уровня знаний по теме занятия
- Закрепление знаний
- Коррекция конечного уровня знаний
- Заключение преподавателя и задание на дом
7. Контрольные вопросы смежных дисциплин.
1. Основные жалобы при заболеваниях кишечника и их возможный генез.
2. Глубокая методическая пальпация по методу Образцова и Стражеско.
3. Диагностическое значение инструментальных методов исследования ЖКТ.
4. Копрологическое исследование и его диагностическая ценность.
5. Исследование ферментов поджелудочной железы в крови и моче.
8. Контрольные вопросы по теме занятия:
9. Организация и методика проведения занятия:
- Место проведения занятия - учебный класс и палаты гастроэнтерологического отделения клиники.
- Оснащение занятия - карты с ситуационными задачами, таблицы, слайды, отражающие этиопатогенез и классификацию воспалительных и функциональных заболеваний кишечника и хронического панкреатита; данные полученные при ирригоскопии, данные колоноскопии и УЗИ-исследования, истории болезней тематических больных, наборы медикаментов используемых для фармакотерапии данной патологии.
- Указания к проведению занятия.
вначале проводится опрос готовности студентов по теме домашнего задания с активным обсуждением узловых вопросов воспалительных заболеваний кишечника. хронического панкреатита. Следует выяснить знание студентами этиопатогенеза, клиники, классификации и диагностических критериев воспалительных и функциональных заболеваний кишечника, Хроничекого панкреатита: проверить знания студентами вопросов терапии, профилактики и реабилитационных мероприятий по данной патологии.
Далее студенты самостоятельно:
- Собирают анамнез у тематических больных.
- Проводят тщательное физикальное обследование больных с суммацией полученных данных и постановкой предварительного диагноза.
- Интерпретируют имеющиеся по обсуждаемому больному клинико-лабораторные данные.
- Решают вопросы фармакотерапии данной патологии.
Тематический разбор больных завершается коррекцией преподавателем выявленных ошибок.
10. Литература.
Основная:
1. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: Практ. руководство: В 4 т. Т.1-М.: Медицинская литература, 1999.-С. 241-263, 219-224, 530-548..
2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов: Т.1. Лечение болезней органов пищеварени.-2-е изд.- М.: Мед. лит., 1999.-С. 384-396, 409-417, 449-468.
3. Справочник по гастроэнтерологии / И.Н.Броновец, И.И.Гончарик, Е.Н.Демидчик, М.Н.Сакович.- Мн.: Беларусь, 1998.- С. 177-188, 207-, 384-392..
Дополнительная:
1. Чиркин А.А. и др. Диагностический справочник терапевта 2-е изд.- Мн.: Беларусь, 1993.- С. 318-320, 325-326, 331-335.
2. Литвяков А.М. Клинические лекции по внутренним болезням. Витебск, 1997.- С. 34-47.
3. Кукес В.Г. и др. Клиническая фармакология. М.: 1991.- 444 с.
Подготовил доц. Бизюк Л.А.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.