Содержание работы врача по формированию здорового образа жизни

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Л.П.Плахотя

Содержание работы врача по формированию Здорового образа жизни

В завершающемся XX веке мировые тенденции охраны здоровья человека прошли через определенную эволюцию. Если до 60-х голов господствовал подход, что главное - излечить болезнь, то позднее он дополнился мощным течением профилактики, предупреждения заболеваний. К 90-м годам бурно развивается новый принцип -получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранения активного долголетия.

Одним   из  основополагающих  принципов   здравоохранения  является профилактическая направленность. Выдвижение на первый план в борьбе за здоровье населения широких социально-профилактических мероприятий, усиление внимания к здоровому человеку с тем, чтобы предотвратить возникновение у него заболеваний, особо поднимает роль медицинских работников в общей системе мер профилактики.

Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является сознательным санитарным поведением, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизнн.(ВОЗ, Дрезден,1985).

Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы

- укреплять здоровье человека;

- предупреждать  и  предотвращать  болезни,  несчастные  случаи  и преждевременную смерть; - вести адекватный образ жизни при острых и хрониче инвалидности, в соответствии с возрастом.

Здоровый образ жизни предполагает:

- сознательный личный образ жизни (способствующий с< шдивндуальный режим жизни, например, в отношении физв дорового питания, личной гигиены, сексуального поведения, материально-технической базы и подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы;

. научность: содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики;

. массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу,

. доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания;

. целенаправленность: выражается прежде всего в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения;

. оптнмнстичность: следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний;

. актуальность: выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания

Основной предпосылкой для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения является знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы н средства гигиенического обучения и воспитания можно сгруппировать, руководствуясь различными принципами. Их можно подразделить на (схема 1): .,     •'

1) методы индивидуального воздействия;

2) методы воздействия на группу лиц;

3) методы массовой коммуникации.

Кроме такого подхода, методы гигиенического обучения и воспитания можно подразделить на группы (схема 2):

1) устной пропаганды;

2) печатной пропаганды;

3) изобразительной пропаганды;

4) комбинированный.

Устный метод гигиенического обучения и воспитания по праву занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Это объясняется его доступностью, непосредственным контактом со слушателями, возможностью изложить значительный

по объему материал большой аудитории. Самые распространенные средства устного метода — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, радиопередачи, научно-популярные  конференции,  консультации,  краткие выступления,  групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение.

Из средств печатного метода самые распространенные — это брошюры, листовки, плакаты, профилированные памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. С печатными изданиями можно ознакомиться в любое время, а при необходимости — возвращаться к ним повторно. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно воспринимается быстрее и лучше, чем, например, описание, особенно детьми.

Убедительными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания, бесспорно, являются также кино, телевидение, то есть средства массовой информации, коммуникации. Значение их в современных условиях") Все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Исследования специалистов показали, что различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования,, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это говорит о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимого по различным каналам информации.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения проводится по следующим направлениям:

1) в плане общепрофилахтических мероприятий — среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитнях, на предприятиях и др.) для пропаганды здорового образа жизни, разъяснения мер первичной профилактики;

2) среди больных в поликлинике и стационаре (амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей — по соблюдению мер вторичной профилактики заболеваний;

3) среди общественного актива здравоохранения.

При таком подходе в работе медицинских работников выделяется 3 основных звена: работав поликлинике, на участке, в стационаре.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию в поликлинике

Амбулэторно-поликлиннческие учреждения — важнейшее звено здравоохранения, на которое возложено осуществление комплекса мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний.

При определении основных элементов саннтарно-просветнтельной работы следует иметь в виду те контингенты населения, которые обслуживает современная поликлиника (амбулатория, ФАЛ):

1) здоровые (практически здоровые) лица;

2) лица, здоровье которых находится под угрозой (люди с факторами риска и потенциальной патологией);

3) больные с острыми и хроническими заболеваниями.

Похожие материалы

Информация о работе