Л.П.Плахотя
Содержание работы врача по формированию Здорового образа жизни
В завершающемся XX веке мировые тенденции охраны здоровья человека прошли через определенную эволюцию. Если до 60-х голов господствовал подход, что главное - излечить болезнь, то позднее он дополнился мощным течением профилактики, предупреждения заболеваний. К 90-м годам бурно развивается новый принцип -получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранения активного долголетия.
Одним из основополагающих принципов здравоохранения является профилактическая направленность. Выдвижение на первый план в борьбе за здоровье населения широких социально-профилактических мероприятий, усиление внимания к здоровому человеку с тем, чтобы предотвратить возникновение у него заболеваний, особо поднимает роль медицинских работников в общей системе мер профилактики.
Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является сознательным санитарным поведением, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизнн.(ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
- укреплять здоровье человека;
- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть; - вести адекватный образ жизни при острых и хрониче инвалидности, в соответствии с возрастом.
Здоровый образ жизни предполагает:
- сознательный личный образ жизни (способствующий с< шдивндуальный режим жизни, например, в отношении физв дорового питания, личной гигиены, сексуального поведения, материально-технической базы и подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы;
. научность: содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики;
. массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу,
. доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания;
. целенаправленность: выражается прежде всего в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения;
. оптнмнстичность: следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний;
. актуальность: выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания
Основной предпосылкой для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения является знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы н средства гигиенического обучения и воспитания можно сгруппировать, руководствуясь различными принципами. Их можно подразделить на (схема 1): ., •'
1) методы индивидуального воздействия;
2) методы воздействия на группу лиц;
3) методы массовой коммуникации.
Кроме такого подхода, методы гигиенического обучения и воспитания можно подразделить на группы (схема 2):
1) устной пропаганды;
2) печатной пропаганды;
3) изобразительной пропаганды;
4) комбинированный.
Устный метод гигиенического обучения и воспитания по праву занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Это объясняется его доступностью, непосредственным контактом со слушателями, возможностью изложить значительный
по объему материал большой аудитории. Самые распространенные средства устного метода — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, радиопередачи, научно-популярные конференции, консультации, краткие выступления, групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение.
Из средств печатного метода самые распространенные — это брошюры, листовки, плакаты, профилированные памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. С печатными изданиями можно ознакомиться в любое время, а при необходимости — возвращаться к ним повторно. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность.
Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно воспринимается быстрее и лучше, чем, например, описание, особенно детьми.
Убедительными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания, бесспорно, являются также кино, телевидение, то есть средства массовой информации, коммуникации. Значение их в современных условиях") Все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.
Исследования специалистов показали, что различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования,, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это говорит о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимого по различным каналам информации.
Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения проводится по следующим направлениям:
1) в плане общепрофилахтических мероприятий — среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитнях, на предприятиях и др.) для пропаганды здорового образа жизни, разъяснения мер первичной профилактики;
2) среди больных в поликлинике и стационаре (амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей — по соблюдению мер вторичной профилактики заболеваний;
3) среди общественного актива здравоохранения.
При таком подходе в работе медицинских работников выделяется 3 основных звена: работав поликлинике, на участке, в стационаре.
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию в поликлинике
Амбулэторно-поликлиннческие учреждения — важнейшее звено здравоохранения, на которое возложено осуществление комплекса мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний.
При определении основных элементов саннтарно-просветнтельной работы следует иметь в виду те контингенты населения, которые обслуживает современная поликлиника (амбулатория, ФАЛ):
1) здоровые (практически здоровые) лица;
2) лица, здоровье которых находится под угрозой (люди с факторами риска и потенциальной патологией);
3) больные с острыми и хроническими заболеваниями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.