75
6.1 Актуальность проблемы
обеспечения
безопасности труда
Увеличение количества травм, а значим и затрат на получение компенсаций за травматизм, полученный на производстве, отрицательно сказывается на производстве.
Мероприятия по обеспечению безопасности, предусмотренные решениями правительства, позволяют влиять на снижение степени риска производственных процессов. Однако актуальность проблемы не снимается с повестки дня, т.к. специалисты не в состоянии внедрить комплекс мер из-за отсутствия в системе управления функциональных единых обязанностей, отсутствия федерального финансирования и по ряду причин, вызванных нестабильной экономической ситуацией в стране.
76
6.2 Анализ производственного травматизма
на предприятии
Анализ производственного травматизма производится с целью установления закономерности возникновения несчастных случаев и разработки мероприятий по их предупреждению, Для этого применятся метод количественной оценки травматизма.
Для количественной оценки травматизма используют следующие коэффициенты:
– коэффициент частоты – представляет собой среднее количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работников, и определяется
Кч = Т/Р×1000, (6.1)
где Т – количество травмируемых с утратой
трудоспособности не менее одних
суток;
Р – среднесписочное число работников на
предприятии.
– коэффициент тяжести – показывает тяжесть несчастного случая, т.е. среднее количество дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай, и определяется
Кт = Д/Т1, (6.2)
где Д – количество дней нетрудоспособности
из-за травм;
Т1 – количество несчастных случаев
без учета смертельных;
77
– коэффициент нетрудоспособности – показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходящихся на тысячу работников, и определяется
Кн = Д/Р×1000, (6.3)
где Д – количество дней нетрудоспособности
из-за травм;
Р – среднесписочное число работников
на предприятии.
– коэффициент летальности – показывает среднее количество травм со смертельным исходом, приходящихся на десять тысяч работников, и определяется
Кл = Тл/Р×10000, (6.4)
где Тл – число несчастных случаев с летальным исходом.
– коэффициент потери труда – определяет процент времени, потерянного из-за травм и заболеваний в человеко-днях, и определится
Кптр = (1-(Тф/Тф – Ттр)) ×100, (6.5)
где Тф – фактическое число человеко-смен,
отработанное за данный период;
Ттр – время, потерянное из-за травматизма.
Применяя рассмотренную методику количественной оценки травматизма при обработке первичной информации по травматизму на предприятии (акты о несчастных случаях по форме Н-1) за 2001…2005 годы, проводим количественный анализ травматизма (смотри таблицу 6.1).
78
Таблица 6.1 – Количественная оценка травматизма
Показатели |
Исследуемый период |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Среднесписочная численность рабочих |
258 |
265 |
263 |
256 |
251 |
Фактическое число отработанных человеко-смен за год, тыс.чел-смен |
65,8 |
67,6 |
67,1 |
65,3 |
64,0 |
Количество травм со смертельным исходом |
- |
- |
- |
- |
- |
Число дней нетрудоспособности, чел.-д. |
21 |
55 |
35 |
53 |
47 |
Коэффициент частоты |
11,6 |
7,5 |
11,4 |
11,7 |
15,9 |
Коэффициент тяжести |
7,0 |
27,5 |
11,6 |
17,6 |
11,8 |
Коэффициент нетрудоспособности |
81,4 |
207,5 |
133,0 |
207,0 |
187,2 |
Коэффициент потерь труда |
0,03 |
0,11 |
0,05 |
0,11 |
0,75 |
Анализ таблицы 6.1 позволяет сделать вывод, что, несмотря на сокращение численности рабочих, количество травмируемых не снижается, коэффициент частоты растет с каждым годом и за 2005 год составил 15,9. Несомненно, что это связано со значительным снижением должного уровня организации охраны труда на предприятии, это обусловлено ранее изложенными причинами.
Причинно-факторный анализ несчастных случаев позволяет определенным образом классифицировать травматические ситуации и выявить основные факторы и причины возникновения травматизма, чтобы принять меры по их устранению. Распределение пострадавших по причинам травматизма представлено в таблице 6.2.
79
Таблица 6.2 – Расписание числа пострадавших по
причинам возникновения травматизма
Наименование показателей |
Отчетный период |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Нарушение техники безопасности при проведении ТО |
2 |
1 |
- |
1 |
1 |
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспорта |
1 |
- |
- |
1 |
- |
Нарушение техники безопасности при проведении ремонтных работ |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.